Группы здоровья детей: характеристики для распределения

Содержание

Группы здоровья для детей: таблица, характеристики, нюансы

Группы здоровья детей: характеристики для распределения

Разделение детей по показателям здоровья и развития нередко вызывает скептическое отношение родителей, которые считают подобный подход своего рода дискриминацией. Но специалисты уверены, что, если знать, с представителем какой группы приходится работать, это позволит лучше оценить состояние ребенка, оказать ему своевременную помощь.

Не стоит забывать и о том, что некоторым малышам недостаточно регулярного посещения врача и стандартного ведения в дошкольном или учебном учреждении. Только систематическая диагностика состояния таких ребят позволяет улучшить изначально заниженные показатели, повысить их шансы на здоровую и полноценную жизнь.

Диспансеризация ребенка и особенности присвоения группы

Чаще всего для детей, которые особо не выделяются среди своих сверстников, первая диспансеризация происходит перед зачислением в дошкольное учреждение. Она позволяет оценивать потоки поступающих и регулировать их.

Ребенка в обязательном порядке осматривают хирург, офтальмолог, невропатолог, кардиолог, ЛОР, стоматолог. В случае необходимости сдаются анализы, проходятся дополнительные исследования.

После того, как все этапы диагностики пройдены, педиатр делает заключение по состоянию здоровья и уровню развития малыша.

Совет: Не стоит относиться к постановке группы, как к приговору. Зачастую врачи придерживаются усредненных показателей и как бы выравнивают малышей. Если отношение к определенной группе не позволяет ребенку поступить в какое-то специальное учреждение (спортивную секцию, танцевальный кружок), стоит обговорить это с врачом.

Специалист либо пойдет навстречу, либо разъяснит создавшуюся ситуацию, либо посоветует особый режим, способный быстро скорректировать проблему.

При постановке окончательного «диагноза» педиатр руководствуется следующими факторами:

  1. История беременности, родов, последующего развития ребенка.
  2. Физические показатели, особенности работы систем и органов.
  3. Качество нервно-психического развития и особенности ответа на внешние раздражители.
  4. Уровень сопротивляемости детского организма внешним условиям.

Исходя из полученных данных, детей распределяют по группам. Они берутся за основу разработки графика посещения специалистов ребенком, проведения обязательных и специальных лабораторных исследований, установления уровня физических нагрузок.

Критерии определения принадлежности ребенка к определенной группе

Существует единая таблица критериев оценки состояния ребенка. При этом нужно учесть, что она распространяется на детей от 3 до 17 лет, поэтому в зависимости от тяжести заболевания, степени его развития и специфики, малыши с одним диагнозом, различного или одинакового возраста могут попадать в разные группы.

  • Первая группа здоровья. Сюда принято относить тех детей, которые очень редко болеют или не болеют вообще. Если и присутствуют отклонения, то они незначительны, не требуют коррекции и не влияют на общее состояние малыша. Функциональных или анатомических дефектов нет.
  • Вторая группа здоровья. Характеризуется общей незначительной задержкой развития, но без присутствия патологий. Заболевания случаются у такого ребенка не реже 4 раз за год. На восстановление после тяжелой болезни уходит о трех недель. В эту категорию автоматически попадают недоношенные, малыши с анемией, близорукостью, плоскостопием, астенией или ожирением. Риск возникновения патологии высок, существующее заболевание может перейти в хроническую форму.
  • Третья группа здоровья. Присутствует одно хроническое состояние, на момент осмотра пребывающее в стадии ремиссии, не характеризующееся сложным течением. Подразумевается частичное ограничение физической активности или обучения.
  • Четвертая группа здоровья. У таких детей имеется сразу несколько хронических состояний, некоторые из них находятся в острой форме. Затронутые патологией органы и системы изменены, что создает препятствия для полноценного труда или обучения. Корректирующая или поддерживающая терапия необходимы.
  • Пятая группа здоровья. Патология приводит к инвалидности. Хотя бы одно из имеющихся хронических состояний характеризуется существенным физическим недостатком, приводящим к нарушению нормальных функций организма. Представители группы не могут посещать общие детские и подростковые учреждения.

Для постановки 4 и 5 групп необходимо проведение дополнительных исследований, консультирование с профильными специалистами. Чем раньше будет поставлен диагноз, тем быстрее можно будет начать проведение соответствующей терапии.

Особенности существующих групп и их связь между собой

Стремительное омоложение ряда болезней и неблагоприятные условия окружающей среды привели к тому, что детей, относимых в первую группу здоровья, становится все меньше.

Самой многочисленной является вторая группа, на представителей которой обращено основное внимание врачей с целью профилактики ухудшения их состояния.

Регулярно проводятся их осмотры, назначается корректирующая терапия и оздоровительное лечение. Обязательному диспансерному учету подлежат малыши из 3-5 групп.

Принадлежность к 3 группе подразумевает снижение активности, разработку индивидуального графика жизнедеятельности и составление специфического рациона.

Малыши из 4 группы, ограниченные в большей степени, получают направления в специализированные учреждения, где посещают специальные занятия, растут и развиваются под строгим контролем профильного специалиста.

Именно благодаря разработанной классификации у многих детей появляется шанс на существенное улучшение качества жизни, если не на полное выздоровление.

Группы здоровья, разработанные для классификации новорожденных

Перед тем, как выписывать маму и ребенка из родильного отделения, врачи оценивают состояние грудничка и опять же относят его к одной из групп здоровья:

  • Первая. Здоровые малыш и мама (учету подлежит гестоз первой половины беременности). Представителям этой категории нужно посетить педиатра в первые три дня после выписки, на 18-20 и 28-30 дни жизни грудничка. На втором месяце жизни достаточно двух посещений, далее – один визит в месяц.
  • Вторая А. У ребенка выражена недоношенность или физиологическая незрелость на фоне узкого таза матери, может быть отечный синдром первой степени.
  • Вторая Б. У грудничка легкая асфиксия на фоне кесарева сечения, многоплодной беременности, хронических заболеваний матери. У малышей со второй группой отсутствует угроза жизни, но работа его организма нуждается в поддержке в виде правильного питания, качественного ухода, регулярных осмотров, манипуляций, направленных на укрепление иммунитета. Таких детей нужно показывать педиатру в первые три дня после выписки, на 3 и 4 неделе после родов, на 28-30 день и далее не реже раза в месяц.
  • Третья. Ставится при тяжелой асфиксии, выраженной недоношенности, родовых травмах, внутриутробном инфицировании. Малыш нуждается в особом контроле. После выписки критическими считаются первые 24 часа. Далее грудничка показывают педиатру каждые пять дней в течение первого месяца.
  • Четвертая и пятая. Врожденные пороки или состояния декомпенсации, из-за которых у детей нет сил для самостоятельного восстановления после родов. В данном случае ребенка должен контролировать врач в условиях стационара.

Определяя группы здоровья, нельзя забывать о физиологических особенностях детского организма. Они проявляются в определенном возрасте и по внешним признакам могут быть похожи на патологию. Это связано с перестройками в системах и органах, поэтому не должно вызывать беспокойства родителей:

  1. Для грудного возраста характерна анемия, некоторые изменения в составе крови, аллергические реакции.
  2. Ранний возраст славится расстройствами в работе пищеварительной системы.
  3. В дошкольный период у ребенка могут отмечаться несущественные отклонения в работе нервной, опорно-двигательной, дыхательной, выделительной систем, ЛОР органов.
  4. Школьный возраст нередко сопровождается изменениями в работе сердца, не вызывающим ухудшения здоровья, проблемами со зрением.

Независимо от возраста ребенка, не стоит полагаться на собственные возможности в оценке его состояния. Лучше регулярно посещать педиатра и других специалистов по его рекомендации для осуществления качественного мониторинга работы систем и органов своего чада.

Источник: http://TheRebenok.ru/zdorove/gruppy-zdorovya-dlya-detej-tablica.html

Группы здоровья детей: особенности оценки в разном возрасте

Группы здоровья детей: характеристики для распределения

Диспансеризация, проводимая перед зачислением в детский сад или школу, создана для регулирования потоков поступающих. Обычно требуется посещение следующих специалистов:

  • хирург;
  • офтальмолог;
  • оториноларинголог;
  • кардиолог;
  • невропатолог;
  • стоматолог.

После необходимых осмотров и сдачи анализов педиатр изучает все данные и указывает группу здоровья.

При этом критерии здоровья детей могут быть обобщенными, а некий «усредненный» показатель не всегда соответствует реальности.

Если родители не согласны, они вполне могут обсудить запись, чтобы она не помешала поступлению в учебное заведение, где есть углубленное изучение каких-либо предметов, или, например, спортивным или танцевальным занятиям.

Как узнают группу здоровья

После того как педиатр получит заключения своих коллег, он делает выводы по нескольким критериям:

  • история развития ребенка — то, насколько гармонично оно происходит;
  • физическое развитие;
  • нервно-психическое развитие;
  • сопротивляемость организма неблагоприятным условиям;
  • состояние органов, систем.

Далее составляется план наблюдения, куда входят периодические осмотры, лабораторные исследования, обозначается индивидуальный объем нагрузок сообразно возможностям ребенка.

Если на момент профилактического осмотра впервые выявлено какое-либо заболевание, врач не дает общую оценку, пока к обследованию не будут привлечены все нужные специалисты.

Критерии определения

Как определяется группа здоровья у детей: таблица, приведенная ниже, дает некоторые критерии оценки.

Группа здоровьяОписание
1Здоровые или редко болеющие. Отклонения, которые не влияют на общее состояние или не требуют коррекции. Возможны незначительные отклонения нервно-психического развития.Практически здоровые (на момент осмотра), нет функциональных отклонений, анатомических дефектов
2Общая задержка физического развития (без патологий). Частота заболеваний — более 4 раз в год. Восстановление после тяжелой или среднетяжелой болезни занимает более 3 недель. Отклонения, существенно влияющие на жизнедеятельность (близорукость, плоскостопие, анемия). Недоношенность. Низкая/избыточная масса тела Риск возникновения патологий или перехода какого-либо заболевания в хроническую форму. Послеоперационное состояние (с сохранностью функций). Низкий гемоглобин
3Одно хроническое заболевание не тяжелого течения; в стадии ремиссии. Возможно частичное ограничение обучения, физической активности
4Несколько хронических заболеваний, одно или более протекает в острой форме. Изменение затронутых органов или систем. Врожденный порок, препятствующий полноценному обучению или труду. Необходима поддерживающая терапия
5Инвалидность. Хотя бы одно серьезное хроническое заболевание, физический недостаток, нарушение нормальных жизненных функций. Посещение детских и подростковых учреждений общего профиля исключено

Группы здоровья детей и подростков (от 3 до 17 лет) определяются по общему состоянию или исходя из тяжести и специфики протекания болезни. Поэтому наблюдаемые с одинаковым диагнозом могут попадать в разные группы здоровья.

Особенности некоторых групп

Если проанализировать группы здоровья детей в ДОУ, можно заметить, что практически здоровых малышей очень мало, а основную массу новоприбывших составляет вторая группа. Именно на нее врачи обращают пристальное внимание.

Диспансерному учету подлежат 3, 4 и 5 группа здоровья у детей. Их ряды со временем могут пополнить «выходцы» из 2 группы — вот почему им необходимы регулярные осмотры и программы по оздоровлению. Диспансерный учет всегда показывает эффективность лечения и/или реабилитации.

3 группа обычно предполагает назначение особенного, индивидуально подходящего питания, сокращение некоторых видов активности и т. п.

4 группа здоровья у детей означает физические недостатки или ограничение каких-либо функциональных возможностей. Врач выдает таким пациентам направление в специализированные ДОУ, где проводятся особые лечебные или профилактические занятия, дети находятся под постоянным контролем специалистов.

Перед родителями — не окончательный диагноз, а специальная шкала, учитывающая особенности ребенка и влияющие на него факторы риска. Благодаря этой классификации можно сделать определенные прогнозы на будущее.

Когда мать и новорожденный малыш выписываются, врачи обязательно оценивают состояние ребенка по ряду критериев.

Группа здоровьяОписание
1Здоровые малыши (при условии, что мать также здорова; учитывается гестоз 1-й половины беременности)
Подгруппа 2АУ матери узкий таз. Младенец: физиологически незрелый; недоношенный/переношенный (1 степень); с отечным синдромом (1 степень)
Подгруппа 2БУ матери: любые хронические заболевания, в том числе половых органов; нехватка молока (гипогалактия). Было кесарево сечение или многоплодная беременность.У младенца: легкая асфиксия (т. е. удушье, расстройство дыхания), 6-7 баллов по шкале Апгар
3У младенца — асфиксия (средней или тяжелой степени); недоношенность (3 степень); внутриутробное инфицирование; родовая травма
4, 5Врожденные пороки или явная декомпенсация (т. е. собственных сил организма недостаточно для восстановления)

Первой группе нужно наблюдение педиатра:

  • после выписки — в первые три дня;
  • на 18-20-й день жизни;
  • на 28-30-й день жизни.

Двухмесячного ребенка необходимо показать врачу дважды, а в дальнейшем — раз в месяц.

Группа здоровья 2 у новорожденных — наиболее часто встречающаяся. Вопреки распространенному мнению, прямой угрозы здоровью нет, но все же организм работает «на пределе». Поэтому важно следить, как ребенок развивается, насколько хорошо переносит нагрузки, и, конечно, укреплять его иммунитет.

Вторая группа здоровья у ребенка после рождения — нормальное явление.

К подгруппе А относят малышей, у которых сразу после появления на свет не наблюдается явного заболевания, но есть негативные факторы: биологические (осложненная беременность либо тяжелые роды), генеалогические (отягощенная наследственность).

В подгруппу Б относят младенцев, которые еще внутриутробно или после рождения перенесли определенное заболевание (состояние), а после выписки у них сохранились отклонения — подверженность частым болезням, некоторые функциональные аномалии.

2 группа здоровья у ребенка — повод показаться педиатру:

  • после выписки — в первые три дня;
  • через 2 и 3 недели после рождения;
  • на 28-30-й день;
  • в дальнейшем — каждый месяц.

Третьей группе требуется внимание заведующей отделением. После того, как мать и ребенок выпишутся, младенца наблюдают в первые 24 часа. В течение первого месяца жизни каждые 5 дней нужно обращаться к педиатру, который проводит работу совместно с другими врачами. Ребенка могут перевести во вторую группу, считая его практически здоровым, — при условии, что болезнь давно не обострялась.

Если новорожденного классифицируют в 4 или 5 группу, ему требуется контроль врачей в условиях стационара.

Определяя группы физического развития детей, врач не забывает о некоторых функциональных особенностях, которые могут появляться в определенном возрасте и не считаются патологией. Они только отражают физиологические перестройки, которые происходят в развивающемся организме. Итак, есть закономерности, которые не должны вызывать особого беспокойства родителей.

  • Грудной возраст. Анемия и другие изменения в составе крови, аллергия.
  • Ранний возраст. Некоторые нарушения в работе пищеварительной системы, особенно при неверном кормлении.
  • Дошкольный возраст. Могут быть выявлены отклонения функций нервной, дыхательной, мочевыделительной системы, лор-органов, небольшие проблемы с опорно-двигательным аппаратом.
  • Школьный возраст. Возможны отклонения в деятельности сердца, могут появиться проблемы со зрением.

Комплексная оценка состояния здоровья детей может быть получена только в ходе профилактического медицинского осмотра, когда учитываются все факторы. Есть случаи, когда динамика состояния юного пациента изменяется к лучшему — тогда меняется и группа здоровья, а со временем ребенок может начать посещать образовательное учреждение на общих основаниях.

Источник: http://kids365.ru/gruppy-zdorovya-detej/

Что означают медицинские группы здоровья у детей по физкультуре, и какая группа здоровья у вашего ребенка?

Группы здоровья детей: характеристики для распределения

Что означают медицинские группы здоровья у детей по физкультуре, и какая группа здоровья у вашего ребенка?

Один из главных школьных предметов, отвечающих за здоровье ребенка – это, как известно, физкультура. Без нее невозможно полноценное физическое развитие наших детей – особенно, в условиях школы, где большую часть времени дети проводят неподвижно, за партами.

Как правило, на физкультуру «выгоняют» весь класс, предлагая упражнения, которые, согласно программе развития, «прописаны» всем здоровым деткам. И мало кто сегодня вспоминает, что существуют 3 медицинские группы по физкультуре, и далеко не все дети попадают в основную – здоровую.

статьи:

Сколько физкультурных групп здоровья у школьников – принципы разделения на группы здоровья

Прежде всего, следует понять, что группы здоровья, и группы здоровья для занятий физкультурой – это не одно и то же.

  1. Под группами здоровья понимают 5 групп, в которые зачисляют детей, в соответствии с оценкой их здоровья.
  2. Что касается медицинских групп здоровья для занятий физкультурой – их 3.

Они имеют значение при участии ребенка в школьных уроках физкультуры:

  • Основная. Здоровые дети, не имеющие серьезных проблем со здоровьем и соответствующие нормам по развитию.
  • Подготовительная. Дети с незначительными проблемами со здоровьем.
  • Специальная (А, Б). Дети с серьезными нарушениями в работе главных систем организма и с хроническими заболеваниями.

Многие родители (и даже учителя) не знают, но для каждой физкультурной группы здоровья существуют свои противопоказания, показания, комплекс занятий и даже время, которое положено на эти занятия.

Не все понимают, что специальные медицинские группы отличаются от обычной ЛФК. А разница проста: ЛФК проводят врачи, тогда как занятия для медицинских групп по физкультуре проводят педагоги, но с учетом оптимальных методик тренировок.

Что еще нужно знать о физкультурных группах здоровья?

  1. Выбор группы для занятий физкультурой осуществляется до поступления в школу — и обязательно указывается в медицинской карте.
  2. Оценку состоянию ребенка дает исключительно педиатр (или терапевт, подростковый специалист). Именно он и определяет ребенка после обследования в одну из 3-х групп.

    При зачислении в специальную группу врач обязан не только указать диагноз, но установить степень нарушений в работе организма. В определенных случаях может потребоваться заключение медицинской комиссии.

  3. Группу здоровья следует подтверждать ежегодно.
  4. Группу здоровья могут поменять, если на ежегодном обследовании выяснено, что состояние ребенка улучшилось или ухудшилось.

Распределение детей по физкультурным группам здоровья в школе

Детишки из первых 2-х медицинских физкультурных групп обычно занимаются вместе, но для детей из подготовительной группы снижают, как объем нагрузки, так и ее интенсивность.

Что касается состава специальной группы – он формируется приказом школьного директора и по заключению выездной бригады специалистов. Занятия для этой группы проводят в школе дважды в неделю или трижды, но — по полчаса.

Физкультурные группы здоровья школьников в России — статистика

Что предлагают детские фитнес клубы — современные фитнес программы для детей

Основная 1-я группа здоровья учеников школы в России

К основной физкультурной группе здоровья относят здоровых детей с 1-й и 2-й группами здоровья:

  • Не имеющих нарушений в состоянии здоровья.
  • Имеющих легкие нарушения, которые не влекут за собой отставание в развитии от сверстников. Например, лишний вес, ВСД, дискинезию или же легкую аллергию.

Детей из данной группы допускают до…

Безусловно, важно также помнить, допуская детей до занятий спортом, и об относительных противопоказаниях.

В частности:

  • При круглой спине будут противопоказаны бокс, гребля и велосипед.
  • При астигматизме и близорукости – прыжки в воду, бокс, мотоспорт и тяжелая атлетика, горные лыжи.
  • При перфорации барабанной перепонки – любые виды водного спорта.

Подготовительная группа здоровья школьников по физкультуре

В подготовительную физкультурную группу определяют детей со 2-й группой здоровья (по статистике – более 10% всех учащихся в российских школах):

  • Слабо подготовленных в физическом плане.
  • С морфофункциональными нарушениями здоровья.
  • Входящих в группы риска по определенным заболеваниям.
  • Имеющих хронические заболевания в стадии ремиссии, которая длится около 3-5-ти лет.

Детей из данной группы допускают до:

  1. Занятий по обычной программе, но с исключением отдельных видов тренировок и упражнений.
  2. Сдачи ГТО, тестовых и обычных контрольных испытаний, участия в спортивных мероприятиях — только при условии особого разрешения специалиста.

До участия в спортивных соревнованиях дети из данной физкультурной группы не допускаются.

Также им запрещены:

  • Большие объемы высокоинтенсивных физических нагрузок.
  • Длительный бег.
  • Большое количество повторений упражнений.

Педагог обязан выбрать для детей специальный комплекс упражнений, в соответствии с медицинской картой, в которой прописаны все противопоказания.

В медицинской справке в обязательном порядке должен быть указан и срок перевода ребенка в основную группу.

Детям из данной группы рекомендуется:

  1. Чередование сложных упражнений со специальными дыхательными.
  2. Замена бега на ходьбу.
  3. Проведение спокойных игр без резких передвижений.
  4. Увеличение пауз для отдыха.

Заключения комиссии для определения ребенка в данную группу не требуется – достаточно лишь справки от участкового педиатра, на которой должны присутствовать:

  • Печать и подпись.
  • Рекомендации, основанные на рекомендациях узконаправленного специалиста, а также конкретные ограничения.
  • Диагноз.
  • А также период, на который определяется ребенок в подготовительную группу.

Специальная группа здоровья детей по физкультуре в школе – проводят ли уроки физкультуры с детьми специальных групп «А» и «В»?

Данная физкультурная группа делится еще на две – А и Б.

В специальную физкультурную группу а зачисляют детей с 3-й группой здоровья:

  • Имеющих хронические заболевания, пороки развития, и пр.
  • С нарушениями развития, которые требуют обязательного ограничения физической нагрузки.
  • Имеющих серьезные нарушения в работе организма, не мешающие учебе, но являющиеся противопоказаниями к занятиям физкультурой.

Детей из специальной группы А допускают до:

  1. Занятий по специально разработанной программе.
  2. Занятий отдельными видами школьной программы с обязательным снижением нормативов.
  3. ЛФК.

В обязательном порядке ограничивают следующие упражнения:

  • Акробатические.
  • Силовые.
  • Скоростные.
  • Умеренно-интенсивные подвижные игры.

Запрещено:

  1. Участие в соревнованиях.
  2. Участие в массовых физкультурных мероприятиях.
  3. Посещение спортивных секций.
  4. Сдача нормативов.

Дети из специальной группы А не занимаются с остальными детьми – для них следует проводить отдельные уроки, которые должны вести специально подготовленные инструкторы по специальным программам.

В специальную физкультурную группу б зачисляют детей с 4-й группой здоровья:

  • Имеющих хронические заболевания без выраженных признаков нарушения общего самочувствия.

То есть, дети из этой группы допускаются до общих теоретических занятий, но от физкультуры в школе в целом освобождены.

Детей из специальной группы Б допускают до:

  1. Занятий ЛФК.
  2. Занятий по комплексной специальной программе, разработанной специалистом – дома, самостоятельно.

В данную группу ребенка можно определить только решением врачебной комиссии, а справка выдается исключительно на определенный срок, по истечении которого требуется ее повторная выдача с проведением комиссии и обследованием ребенка.

Сайт Colady.ru благодарит вас за внимание к статье — надеемся, что она была для вас полезна. Просим поделиться отзывами с нашими читательницами!

Поделитесь с друзьями и оцените статью:

  (2 3,00 из 5) Загрузка… 

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

Источник: http://www.colady.ru/kakaya-gruppa-zdorovya-po-fizkulture-u-vashego-rebenka.html

Группы здоровья детей и подростков

Группы здоровья детей: характеристики для распределения

Условные категории состояния психического и физического развития детей называются группами здоровья.

Такое распределение помогает определить необходимость, масштаб лечебных и профилактических мероприятий. Группы здоровья детей и подростков определяют уровень физической нагрузки, особенности рациона.

В некоторых случаях необходимо установить ограничения для занятий той или иной деятельностью.

Медицинское обозначение, которое применяется для анализа состояния организма ребенка, называется группой здоровья.

Для того чтобы отнести состояние здоровья к одной из категорий, проводится профилактический врачебный осмотр, ряд инструментальных, лабораторных исследований, обследование психологом или психиатром.

Для причисления ребенка к определенной категории во время диспансеризации (медосмотра) его осматривает медицинская комиссия, состоящая из окулиста, оториноларинголога, хирурга, кардиолога, невропатолога.

Окончательный вердикт о присвоении той или иной категории выносит врач-педиатр на основании заключений узких специалистов, после чего заносит данные в карту пациента.

Оценка состояния физического и психического состояния необходима для определения объема дальнейшего оказания медицинской помощи.

Иногда детям требуется особый домашний уход или в специализированных учреждениях под контролем квалифицированного персонала.

Классификация критериев состояния организма, на основании которых проходит установление группы здоровья детей, разнообразна и подразумевает шесть основных принципов, согласно которых и принимается решение об определении категории. К ним относят:

  • физическое здоровье, развитие;
  • наличие генетических патологий;
  • развитие органов, систем;
  • сопротивляемость организма внешним факторам;
  • психическое, психологическое состояние.

В этот критерий входят основные физические характеристики – вес, рост, окружность головы, груди, пульс, гармоничность, пропорциональность развития тела. С развитием малыша врачи отслеживают, когда он начал поднимать, держать головку, улыбаться, садиться, ползать, ходить и говорить.

Существует таблица и шкала норм, в которой по месяцам отражены все навыки, которыми должен владеть ребенок в том или ином возрасте. При наличии отклонений необходимо исследовать, диагностировать их характер, определить, имеются ли осложнения, как сильно они отразятся на дальнейшей жизни.

Наследственность

При осмотре новорожденного педиатр должен провести тщательный опрос родителей на предмет наличия в семье заболеваний, которыми страдают кровные родственники.

С помощью генетических исследований, которые будущие мамы делают в период беременности, определяют риск развития наследственных патологий у ребенка.

В данный критерий входят не только генетические заболевания, но и ход родов, течение гестации, развитие малыша в первые недели жизни.

Развитие систем и органов

На протяжении первых лет жизни младенца происходит основное развитие, становление всех органов и систем в организме, их рост, “настройка”.

Для оценки развития организма назначают ультразвуковое исследование (УЗИ), общие анализы крови, мочи, функциональные пробы и другие обследования.

Особое внимание медработники уделяют сердечно-сосудистой, нервной, мочеполовой системе, пищеварительному тракту.

Сопротивляемость организма внешним инфекциям и факторам

Подверженность ребенка простудным заболеваниям (ОРЗ) или болезненность – один из основных критериев оценки работы организма.

Если маленький пациент часто болеет (более 3–4 раз в течение года), то это означает несостоятельность иммунитета.

Для уточнения диагноза следует назначить дополнительные клинические обследования для выявления причины такого состояния, в соответствии с которыми может быть присвоена определенная категория.

Психологическое и психическое развитие ребенка

Оценку неврологического и психологического состояния малыша проводят психолог и невролог. После собеседования и осмотра выявляется наличие отклонений.

При обследовании учитывается речь малыша, его реакции на родителей, игрушки, картинки и других детей, наличие беспокойства, плаксивости, капризов. Врач-невролог исследует рефлексы (коленный, локтевой, реакции на хлопок).

У грудничков определяют наличие рефлекса спонтанного ползания, сосания, хватания.

Распределение детей по группам здоровья

Большое значение в распределении детей по группам здоровья имеет осмотр узких специалистов, генетические и инструментальные исследования.

Необходим тщательный сбор анамнеза для выявления генетических патологий, определения частоты заболеваемости инфекционными патологиями.

Одним из ключевых факторов является определение уровня психического и интеллектуального развития пациента. Основные критерии распределения указаны в таблице.

Группа здоровьяГармоничность развитияНаличие хронических патологийФункциональное состояние систем, органовРезистентность, реактивность
Первая.Соответствует возрасту.Отсутствуют.Без отклонений.Редкие (не чаще 1-2 раз в год), легко протекающие заболевания.
Вторая.Нормальное физическое развитие или избыток массы тела первой степени. Нервно-психическое развитие соответствует возрасту или имеет незначительные отклонения.Отсутствуют.Имеются незначительные функциональные изменения.Редкие, нетяжелые по характеру течения простудные заболевания без выраженного ухудшения общего состояния и самочувствия.
Третья.Дефицит или избыток массы тела первой или второй степени, низкий рост, нервно-психическое развитие соответствует возрасту или незначительно отстает.Имеются хронических заболеваний в стадии компенсации или субкомпенсации.Имеются функциональные отклонения.Продолжительные острые респираторные заболевания с последующим затяжным периодом выздоровления, восстановления (вялость, повышенная возбудимость, нарушения сна, аппетита, субфебрилитет)
Четвертая.Нормальное физическое развитие, дефицит или избыток массы тела первой, второй или третьей степени, непропорциональное телосложение, низкий рост, нервно-психическое развитие нормальное или отстаетИмеются тяжелые хронические патологии в стадии декомпенсации.Изменение функций пораженных органов, выраженные проявления заболевания.Частые обострения основного хронического заболевания.
Пятая.Дефицит или избыток массы тела второй или третьей степени, низкий рост, нервно-психическое развитие значительно отстает от нормы.Имеется тяжелая хроническая патология или врожденный порок, приводящий к инвалидности.Выраженные изменения функций пораженных органов, систем.Частые обострения основного хронического заболевания.

Характеристика и виды

Каждая категория здоровья маленьких детей, школьников, подростков имеет свои особые характеристики.

Согласно приказу Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), по стандартам выделяют 5 групп развития и здоровья.

Ребенку присваивается та или иная категория на основании результатов квалифицированной медицинской комиссии. Во время развития ребенка его группа может меняться под влиянием внешних и внутренних факторов.

К этой категории относятся полностью здоровые малыши, подростки, которые не имеют никаких заболеваний, особенностей строения тела и функционирования.

Их физическое и психическое здоровье полностью соответствуют нормативным измерениям. Согласно статистике, первая группа здоровья у детей составляет только 10%.

Учитывая отсутствие патологий, дети, причисленные к этой категории, все равно должны проходить профилактические осмотры в полном объеме в поликлинике.

Вторая

Самая распространенная – вторая группа здоровья у детей. У малыша имеются несущественные отклонения в развитии, снижена иммунная защита организма. Отсутствуют серьезные дефекты развития, хронические патологии. Может отмечаться небольшая задержка в физическом развитии: избыточная или недостаточная масса тела, сниженная острота зрения и др.

Третья

Малыши и подростки, имеющие хронические заболевания в стадии компенсации с редкими обострениями относятся к третьей группе. Пациенты этой категории, как правило, имеют нормальное физическое развитие, но у них могут быть выявлены незначительные отклонения. Третья группа здоровья у ребенка часто сопровождается отклонениями от нормы нервно-психических показателей.

Четвертая

Маленькие пациенты, подростки с хроническими патологиями в стадии декомпенсации, обострения или в неустойчивой ремиссии относятся к четвертой категории. Кроме того, сюда относят малышей с осложнениями после травм, хирургических операций. У таких деток зачастую нервно-психическое и физическое развитие сильно отстаем от нормы, им необходимо постоянное наблюдение и поддерживающее лечение.

Пятая

Представителями этой категории здоровья являются пациенты с тяжелыми сочетанными хроническими патологиями (ремиссии редкие или отсутствуют) с присоединением серьезного отставания в физическом, психическом развитии.

У таких детей поражена не одна система органов, а сразу несколько. Нередко присоединяются значительные осложнения (потеря возможности двигаться, говорить и т.д.). Детям этой группы присваивается статус “ребенок-инвалид”.

Физическая и социальная активность детей из разных групп здоровья – рекомендации врачей

В зависимости от группы здоровья детей для них лечащим врачом даются особые рекомендации по образу жизни, двигательной активности, форме обучения, социальной деятельности. Они направлены на улучшение или поддержание состояния здоровья малыша. Ознакомьтесь подробнее с методическими рекомендациями, разработанными для различных категорий здоровья:

  1. Первая и вторая группы. Допускается любой вид деятельности и нагрузки. Занятия физкультурой, учебная нагрузка формируются по общей программе, без ограничений. Все спортивные нормативы могут быть выполнены без вреда здоровью, рекомендуется посещение дополнительных секций, участие в олимпиадах, соревнованиях, дополнительная закалка организма. Запрет на ту или иную деятельность может быть наложен врачом в индивидуальном порядке.
  2. Третья группа. Для каждого вида деятельности необходима консультация врача для установления определенных ограничений. Занятия физкультурой реализуются по специально разработанным программам, участие в спортивных состязаниях ограничивается, т.к. существует высокий риск обострения заболевания или травм. Рекомендуется регулярное профилактическое и коррекционное лечение в оздоровительных лагерях, санаториях.
  3. Четвертая группа. Режим активности значительно ограничен, доктором формируется специальный дневной режим, в котором отдыху, сну, отводится длительное время, для обучения создаются варианты индивидуальных, дистанционных программ. Необходимы занятия лечебной физкультурой (ЛФК), проведение физиотерапии.
  4. Пятая группа. Физическая, умственная активность ребенка значительно ограничены, режим дня сопровождается лечебными процедурами, физиотерапией. Необходим постоянный контроль деятельности взрослыми.

Источник: https://vrachmedik.ru/1184-gruppy-zdorovya-detej.html

Группы здоровья у детей

Группы здоровья детей: характеристики для распределения

Состояние здоровья детей — это достаточно важный показатель не только настоящего, но и будущего благополучия общества и государства. Поэтому, для необходимой своевременной коррекции каких-либо отклонений в здоровье ребенка и для проведения в должной мере профилактических осмотров, детей раннего и дошкольного возраста принято относить к определенным группам здоровья.

Группы здоровья у детей и подростков

На основании результатов медицинского обследования и исходя из всех вышеперечисленных критериев дети распределяются на пять групп.

1 группа здоровья у детей

К ней относятся дети не имеющие отклонений по всем критериям оценки здоровья, с нормальным психическим и физическим развитием, которые редко болеют и в момент обследование совершенно здоровы. Также к этой группе относятся дети, которые имеют единичные врожденные дефекты развития, которые не требуют коррекции и не влияют на общее состояние здоровья ребенка.

2 группа здоровья у детей

Эту группу составляют здоровые дети, но имеющие небольшой риск развития хронических заболеваний. Среди второй группы здоровья выделяют 2 подгруппы детей:

  1. Подгруппа «А» включает в себя здоровых детей, которые имеют тяжелую наследственность, во время беременности или в процессе родов были какие-либо осложнения;
  2. Подгруппа «Б» включает детей, которые часто болеют (более 4 раз в год), имеют некоторые функциональные отклонения с возможным риском развития хронических заболеваний.

Среди отклонений данной группы выделяют: многоплодная беременность, недоношенность или переношенность, внутриутробное инфицирование, низкая или избыточная масса тела при рождении, гипотрофия 1 ст., рахит, аномалии конституции, частые острые заболевания и т.д.

3 группа здоровья у детей

К этой группе относятся дети имеющие хронические заболевания или врожденную патологию с редким проявлением легкого обострения, которое не сказывается на общем самочувствие и поведении ребенка. Такими заболеваниями считаются: хронический гастрит, хронический бронхит, анемия, пиелонефрит, плоскостопие, заикание, аденоиды, ожирение и т.д.

4 группа здоровья у детей

Данная группа объединяет детей с хроническими заболеваниями и врожденной патологией, которые после стадии обострения приводят к длительным нарушениям самочувствия и общего состояния здоровья ребенка. К таким заболеваниям относятся: эпилепсия, тиреотоксикоз, гипертоническая болезнь, прогрессирующий сколиоз.

5 группа здоровья у детей

Эту группу составляют дети имеющие хронические заболевания или тяжелые пороки развития с существенно сниженными функциональными возможностями. Это дети, которые не ходят, имеют инвалидность, онкологические заболевания или другие тяжелые состояния.

Группа здоровья — это показатель, который может меняться у детей с возрастом, но, к сожалению, обычно только в сторону ухудшения.

Проблемы параметров ребенка и соответствие их общепринятым нормам беспокоят всех родителей. Мы постоянно измеряем и взвешиваем малышей, особенно в первые годы жизни. В нашей статье мы поговорим о весе двухлетнего ребенка.

Бактерии в моче у ребенка

Показатели анализа мочи помогают врачам диагностировать многие детские заболевания. В нашей статье мы расскажем, что значит обнаружение бактерий в моче у ребенка и насколько оно опасно.

Артериальное давление у детей

Принято считать, что с проблемами с артериальным давлением сталкиваются в основном взрослые. Однако, это не так, и очень часто отклонения от норм встречаются и в детском возрасте. В нашей статье мы расскажем о средних показателях артериального давления у детей.

Дыхание – естественный процесс нашего организма, который мы практически не замечаем. Однако, иногда у детей можно заметить ускорение или замедление дыхательных движений. В нашей статье мы поговорим о нормах дыхания в детском возрасте.

Источник: https://womanadvice.ru/gruppy-zdorovya-u-detey

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.