Ранние моторные навыки могут влиять на развитие речи ребенка

Содержание

Как развитие мелкой моторики влияет на развитие речи детей

Ранние моторные навыки могут влиять на развитие речи ребенка

Здравствуйте, уважаемые взрослые! Скажите, пожалуйста, вы умеете делать различные образы из пальцев рук? Например, собачку или гуся? Это, оказывается, совсем не сложно. Не сложно, когда вы умеете управлять своими пальцами и руками так, как вам нужно.

Малыши, приходя в этот мир, не то, что целенаправленно двигать пальчиками, они даже не умеют сначала поднимать головку и поворачивать ею из стороны в сторону. Но со временем они выполняют несложные движения, постепенно знакомятся со своим телом и учатся им управлять.

Как известно, стимулятором речевого развития и развития мозговой деятельности выступает воздействие на мелкие мышцы рук. Учеными отечественной и зарубежной психологии доказано, что мелкая моторика и речь ребенка неразрывно связаны между собой. Существует неоспоримая связь речевых и двигательных центров мозга.

Они расположены рядом, поэтому воздействуя на один, мы непосредственно вовлекаем в работу и другой. Некоторые отечественные психологи даже предлагают относить мелкую моторику рук к органам речи. И развитие речи начинается с момента рождения вашего карапуза.

N.B. Замечено, что малыши первого года жизни сами стимулируют взрослых облекать в слова действия самого ребенка и родителей.

Своим гулением, агуканьем, распевками и кричалками наши дети приглашают нас к диалогу, они хотят поделиться с нами своими радостями или пожаловаться на мокрый подгузник.

Они пытаются довести нас хотя бы до вопроса «Что хочет наша Катенька (Машенька, Никитушка)?» Они-то знают, — если этот вопрос прозвучал, значит, цель достигнута. Теперь нужно постараться удержать внимание мамы еще несколько минут. Давайте задумаемся об этом.

Когда рождается речь

Как и любой другой навык, малыши приобретают навык речи, которую рекомендуют развивать с самого раннего возраста. Если вы начнете играть с крохой в некоторые полезные игры, то к окончанию дошкольного возраста он овладеет всеми необходимыми знаниями и умениями.

Как же можно развивать речь у новорожденного ребенка? – спросите вы. Конечно, не заучиванием стихов наизусть. Но ваши ежедневные разговоры и комментарии незаметно будут подогревать интерес крохи к речевому аспекту существования, общению с помощью голоса и слов.

Речь ребенка дошкольного возраста подчиняется требованиям к наполнению определенными знаниями и проходит три этапа развития:

  • Грудной возраст до 12 месяцев. В этот период речь крохи развивается от крика и плача до лепета и первых коротких слов. И родителям очень важно знать, как развивать речь ребенка в 1 год, чтобы подготовить его к следующему возрастному этапу.
  • Раннее дошкольное детство с 1 года до 3 лет. Показателем нормального развития речи для этой возрастной группы будет правильное понимание речи взрослого, выполнение поручений от простых до комплексных. Но основным становится употребление в речи самостоятельно произносимых слов от представления их одним слогом до воспроизведения полностью. На промежуточном этапе родителям полезно будет ознакомиться с советами, как развивать речь ребенка в 2 года, какие нормативы и сложности могут возникнуть у малышей.
  • Последний этап развития речи дошкольника охватывает возрастную группу от 3 до 6-7 лет. Здесь наблюдается почти сформированная речь, богатый словарный запас, употребление синонимов, антонимов, элементов описания. Коррекционные мероприятия призваны усовершенствовать достигнутые успехи при необходимости.

Знания об этапах развития речи дают нам возможность сформулировать задачи развития мелкой моторики руки: на первом этапе упражнения должны помочь крохе достичь уровня лепета, на втором – произношения слов ближайшей обстановки и составление простых предложений, на третьем – усовершенствовать речь доведением ее до уровня, достаточного для успешного начала школьного обучения.

Достижение речевого уровня

Начиная с грудного возраста, руки ребенка являются для него средством достижения двигательных целей. Поэтому чем раньше малыш научится ими управлять, тем легче будут проходить этапы накопления опыта и формирования навыков.

Началом развития мелкой моторики можно считать момент, когда ваш кроха способен удержать в ладошке погремушку, если ее вложить ему в руку. Пока малыш не говорит, уровень развития его рук дает информацию о нем врачам-педиатрам и неврологам. Итак, малыш держит погремушку. Это может произойти в возрасте 1,5-2 месяца.

Начинаем с поглаживаний ладошек и пальчиков ребенка. Движения производятся неспешно, касания легкие и нежные. При этом вы можете петь малышу песенку или сказку. Мелодичное звучание вашего голоса будет его успокаивать, и вы сможете уделить процедуре положенные 2-4 минутки. Можно вкладывать ему в ладонь шарики или валики из различных материалов. Движения производят по часовой стрелке.

N.B. Вспомните, в какие игры с вами играла мама и какое стихотворение вы помните из раннего. Когда ваш малыш подрастет, обязательно расскажите ему о вашем детстве, прочитайте ваши любимые стихи и спойте песни. Связь поколений тем крепче, чем больше знаний старшее поколение может передать младшему.

Для общего положительного фона вашего общения малышам показан легкий массаж всего тела, при котором вы рассказываете ему прикосновениями о том, как он вам дорог и любим, как хорошо, что он родился, ведь жизнь – это дар, принимать который нужно с благодарностью.

Упражнения можно разнообразить, продолжая активизировать круговые движения массажными мячиками разного диаметра и работать над сгибанием и разгибанием пальчиков. Тренируйте силу кулачков, стучите ими себе по ладони. Давайте малышу захватить пеленку, потом тяните ее на себя, чтобы он учился руками удерживать ускользающий предмет.

Купить мяч для массажа в «v3toys», «My-shop», на «Ozone»

Одним из основных развивающих упражнений, конечно, является пальчиковая гимнастика. Ничего больше и не нужно придумывать, если вы знаете потешки с массажными движениями для самых маленьких. С возрастом вам останется только заменить совсем «малышовые» стишки на более взрослые и продолжать работать.

Незабвенные пальчиковые игры – «Сорока-белобока», «Мальчик-пальчик», «Посчитаем пальчики», «Паутинка» и другие. Можете придумывать игры и самостоятельно, главное, увлечь ребенка и добраться до его ладошек.

В помощь родителю-созидателю

Огромное разнообразие развивалок предлагают родителям детские магазины и интернет-сайты. Но, поверьте, совсем необязательно тратить уйму денег на игрушки с развивающим эффектом.

Дети еще не испорчены рыночными отношениями и цену этих всех забав не постигли.

Поэтому смело можете внедрять собственные идеи из предметов домашнего обихода (прищепки, кастрюли, крупы) в интересные и познавательные игрушки.

Но теоретические знания все же необходимы. Даже я бы сказала, не знания, а, скорее, упорядоченное представление материала. Иногда просто необходима чья-то подсказка и план, которому достаточно легко следовать, когда знаешь, к чему стремишься. В этом вам может помочь литература, специально разработанная для родителей.

Знакомство с книгами по развитию мелкой моторики не принесет вашей семье ничего, кроме успешного достижения важной цели – развития вашего ребенка. Автор предлагает подборку интересных упражнений, выполнять которые вам будет очень интересно, а малышу – полезно и весело.

Одной из таких настольных книг для вас может стать сборник системных упражнений «Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков» Т.А.Ткаченко. Их можно использовать для занятий дома или в группе детского учреждения.

Другая разработка авторов Гончаровой В.А. и Колосовой Т.А. предлагает коррекционный курс по развитию моторики на основе любимых сказок: «Моторные сказки для самых маленьких». Книга разработана для детей с 3 до 6 лет. Авторы предусмотрительно включили в свое издание теоретические и практически рекомендации, дабы научно обосновать свои подходы к вопросу связи двигательных и речевых функций.

Также предлагаем вам в помощь это видео.

е

Не забудьте поделиться с нами впечатлением от предложенных книг. Оставляйте ваши отзывы и комментарии, которые могут подсказать ответы на чьи-нибудь вопросы. Играйте с ребенком, пока золотая пора детства на миновала. Потом захотите вы, а ребенку будут интересны совсем другие темы. Продлевайте их детство и свою молодость рядом с детьми.

Заглядывайте к нам. До новых встреч!

Источник: http://pozitiv-child.ru/svjaz-razvitija-rechi-i-melkoj-motoriki/

Как помочь ребенку развить речь?

Ранние моторные навыки могут влиять на развитие речи ребенка

Здравствуйте, дорогие читатели и просто гости блога!

Для большинства взрослых речь является неотъемлемой частью жизни. Мы можем излагать свои мысли устно, посредством языковых средств, задействуя различные системы органов, даже не задумываясь о тех процессах, которые происходят в этот момент.

Своевременное развитие речи у малышей является показателем здоровья, как физического, так и психологического. А также способствует успешному построению коммуникаций с окружающим миром.

Этапы развития речи у детей

Общение жизненно необходимо каждому человеку. Дети оповещают мир о своём появлении первым громким криком, который «включает» всю систему – мозг, речевой аппарат, дыхательные органы, с этого момента начинается путь к полноценной речи.

В возрасте до года дети только учатся издавать различные звуки. В самом начале это открытые гласные звуки – [а]; [о]; [у], обычно они оповещают маму о возникших потребностях.

Со временем происходит развитие организма, и появляются более сложные звуковые сочетания из нескольких гласных [ау] [оу], затем слоги с согласными [ля], [ня].

Ребёнок подошёл в новой стадии – гуление. Даже на этом, казалось бы, примитивном уровне, почти каждая мама может сказать, что её карапуз всё понимает и общается с ней, и это действительно так.

После полугода малыш начинает лепетать почти без умолку, появляются долгожданные [ма], [па], [ба], а совсем скоро и слова.

Поначалу они бессознательны, но уже в 7-8 месяцам он зовёт маму и папу, обращаясь к ним. К году ребёнок уже имеет небольшой запас слов и с удовольствием пытается повторять простые фразы за взрослыми.

От года до трёх лет начинается период активного включения речевого процесса. Дети молниеносно впитывают информацию, запоминают слова, жесты. И даже интонацию с которой родители произносили предложение.

Усиленно копируя, малыш к полутора годам может произносить довольно большое количество слов, а так же простые фразы, например «дай попить», «хочу ням-ням». Появляется звукоподражание и на вопрос «как говорит собачка?» кроха ответит «гав-гав».

К 2 годам он может безошибочно показывать части тела, геометрические фигуры, называя их при этом, имеет в своём арсенале хороший словарный запас.

Что влияет на речевой процесс?

Естественно всем родителям хочется поскорее пообщаться со своей крошкой. Когда ребёнок может рассказать о своих нуждах и желаниях становится намного проще всем вокруг.

А о невероятных перлах своего чада мамы и папы могут, говорить часами. Ведь так увлекательно и забавно слушать рассуждения взрослеющего человека.

Интересно, что существуют взаимосвязь раннего говорения с генетической предрасположенностью и средой, в которой происходит становление личности.

Если один из родителей заговорил рано, то, скорее всего и малыш начнёт говорить примерно в этом же возрасте.

Но большую роль в речевой активности играет окружение, в котором находится человек. Маленький «оратор» может заговорить абсолютно на любом языке, если с ним на нём общаться.

Дети с лёгкостью становятся билингвами, по той же причине – если с ними взаимодействуют на двух языках, то и результат соответствующий. С легкостью познают иностранные языки. А могут и не заговорить вовсе, если по какой-то причине не слышат речи.

Как помочь ребенку заговорить?

Для того чтобы активировать речевую активность и помочь успешно её развивать, в соответствии с нормами, родители могут прибегнуть к некоторым рекомендациям специалистов.

Основной акцент взрослым стоит сделать на общение с малюткой с самого рождения. Старайтесь произносить слова внятно, чётко при этом будьте обращены лицом к лицу, чтобы малыш мог видеть движение губ.

Сопровождайте все свои действия голосом, проговаривайте вслух, то, что вы делаете, это может казаться смешным, но смущаться не стоит, ведь странно находиться в одном помещении с родным человеком и не разговаривать с ним.

Потешки, маленькие стишки, песенки – это всё действенные средства, чтобы «разговорить», проверенные не одним десятилетием.

На вопрос «а что это?» и «почему?» не отмалчивайтесь, вступайте в диалог при любой возможности.

Доказано, что развитие физических данных напрямую связано с работой мозга и естественно речью, детям нужно вести активный образ жизни – это их будущее здоровье.

Эффективным методом является развитие моторики, как мелкой, так и крупной. Перебирание мелких предметов, конструирование, рисование в любом виде, игра в мяч, логические игры, даже обычные куклы, которые задействованные в целом ролевом спектакле могут улучшить речь вашего чада. Лепите из пластилина, теста и песка.

И конечно не забывайте, что, используя свои навыки в повседневной жизни, человек их оттачивает и улучшает. Опыт — лучший учитель, поэтому мотивируйте на общение с другими детьми, задавайте вопросы, будьте заинтересованы и очень скоро вы услышите ответные реплики.

Улыбайтесь и будьте счастливы!

блога и пишите комментараии!Всего доброго, до новых встреч!С уважением, Юлия Полонская

Источник: http://polonskaya-blog.ru/kak-pomoch-rebenku-razvit-rech/

Как помочь развитию речи у детей раннего возраста?

Ранние моторные навыки могут влиять на развитие речи ребенка

Развитие речи у ребенка начинается почти с самого момента его появления на свет. Огромную роль в этом процессе играет общение мамы со своим крохой во время кормления и купания, прогулок или укладывания спать. Воспринимая обращенные к нему слова взрослых, малыш постепенно учится реагировать на них сначала эмоционально, улыбкой, а позже стараясь издавать ответные звуки (гуление).

Еще до формирования активной речи ребенок обучается и диалоговой речи, когда взрослые, спрашивая ребенка о чем-то, обращаясь к нему, вслед за этим сами дают ответы на свои вопросы, подкрепляя их мимикой или жестом.

К возрасту 12 месяцев, когда начинается формирование собственно речи и ее словесного выражения, ребенок уже имеет достаточно большой пассивный словарь (слова, которые он знает и понимает, но не умеет пока произносить).

На основании заложенного в младенческом возрасте (до 1 года) фундамента и начинается формирование речевых навыков у детей раннего возраста.

Поэтому так важно общаться с малышом, начиная с 1-го месяца его жизни. Способствуют восприятию и формированию речи всевозможные песенки, ласковые стишки и потешки, простые обращенные к ребенку слова, произносимые эмоционально, с хорошо выраженной мимикой во время любого действия мамы.

Как развивать речь у ребенка раннего возраста?

Можно выделить такие этапы развития речи у детей до годовалого возраста:

    1. В 3-4 месяца малыш уже хорошо держит головку и может некоторое время лежать на животике, рассматривая окружающий мир. В это время можно раскладывать перед крохой разные предметы, обязательно называя их. Важно проговаривать каждое свое действие. Например: а куда пойдет Вася? Вася пойдет купаться (спать, гулять, кушать). Проговаривать подобные слова надо спокойным, доброжелательным тоном, с ласковой улыбкой, можно немного растягивать ударные гласные звуки, придавая словам мелодичное, песенное звучание. В это время чадо уже реагирует на игру «Коза рогатая», «Поехали-поехали»:
      1. Простые рифмованные слова (идет коза рогатая за малыми ребятами: кто кашки не ест, молочка не пьет, того коза забодет-забодет), сопровождаемые движениями рукой, сложенной в виде «рожек», надо произносить плавно и нараспев, с улыбкой.
      2. Еще одна игра — стишок «Поехали-поехали, за грибами, за орехами. Приехали-приехали, и с грибами и с орехами» сопровождается покачивающими, потряхивающими движениями, имитирующими поездку. Ребенок в это время находится на руках у взрослого. Ритм произнесения должен соответствовать ритму движений.
    2. В 4-6 месяцев малыш начинает издавать первые звуки — гулит. Эти звуки должны вызывать ответную реакцию родителей, изображаемую радостной улыбкой и ответными звуками, имитирующими те, которые издает дитя.В этом возрасте можно начинать целенаправленно развивать речевой аппарат маленького человека:
      1. Сесть лицом к ребенку и надуть щеки. Повторять несколько раз, стараясь вызвать подражание. Когда щеки не надуты, нужно весело улыбаться, давая понять, что это такая новая игра.
      2. Высунуть язык, можно с выдохом через рот, издавая характерные звуки. Улыбаться ребенку в промежутках, проговаривать действия.
      3. Высовывая язык, облизать кончиком губы влево-вправо, нижнюю, верхнюю, как только подскажет воображение. Не забывать улыбаться, проговаривать, провоцируя ребенка на повторение.
      4. Протяжно произносить гласные звуки, имитируя гуление ребенка и провоцируя его на включение в игру.
      5. Давать ребенку игрушки или любые безопасные предметы, которые он сможет зажать в кулаке, облизать. Сделать попытку отобрать у малыша зажатый в руке предмет, обязательно проговаривая процесс. Например, как хорошо Вася держит (назвать предмет), отдай маме (назвать предмет). Не забывать о доброжелательной улыбке и спокойной ласковой интонации.
    3. В полугодовалом возрасте начинается новый этап в развитии речи ребенка: он осваивает произнесение слогов, лепет. Выражается это в однократном или многократном повторении одинаковых слогов «ма-ма-ма», «та-та-та и других сочетаний. Влиять на речевое развитие детей раннего возраста взрослые должны, общаясь в это время с ребенком как можно больше, произнося короткие слова из 1-2 одинаковых слогов в ответ на звуки, издаваемые им. Игры и действия по-прежнему проговариваются.
      В это время ребенок хорошо реагирует на игры в прятки или поиски игрушки, спрятанной в коробочке. Закрывая лицо руками, взрослый спрашивает: «Где мама?», открывая лицо, произносит: «Ку-ку, а вот мама!». Показывая малышу игрушку, взрослый называет ее: «А вот киса! Как мяукает киса? Мяу-мяу! Это наша киса!», потом игрушка откладывается в сторону и следует вопрос: «Где киса?». Ребенок взглядом находит игрушку или тянется к ней, взрослый проговаривает: «Вот она, киса! Мяу-мяу!». Впоследствии игра усложняется: игрушку кладут в коробочку, спрашивая у крошки, где она.Много пользы принесут игры в «Ладушки» или «Сороку»:
      1. «Ладушки, ладушки! Где были? У бабушки! Что ели? Кашку! Что пили? Бражку. Кыш, полетели, на головку сели». При словах «Ладушки, ладушки…» — показать ребенку, как хлопают в ладоши, похлопывать его ручками. При окончании стишка производят движение улетающих и «садящихся на головку» рук малыша.
      2. «Сорока-сорока, кашку варила, деток кормила» — ладошка малыша поглаживается круговыми движениями маминого пальца, затем пальчики начинают по одному загибать, как будто считая: «Этому — дала, этому — дала… А этому — не дала!». Такое упражнение способствует формированию мелкой моторики пальцев и напрямую связано с развитием речи у детей раннего возраста.

Среди развивающих речь занятий должны присутствовать игры с называнием частей лица и тела у куклы, ребенка и взрослого. Игрушку рассматривают, называют ее и концентрируют внимание ребенка на одной из частей тела, называя ее: «А вот у ляли ручка. Ручка! А у Васи где ручка? Вот у Васи ручка! Где у мамы ручка? Вот у мамы ручка!»

Для развития мелкой моторики пальцев ближе к году ребенку надо давать рисовать пальчиковыми красками, цветными карандашами или мелками, разбрасывать некрупные игрушки, предлагая собрать их в ящик или в кучку.

Хорошим подспорьем станет «волшебный мешочек» с разными игрушками. Взрослый показывает часть игрушки (голову кошки, кабину машины и др.), оставляя все остальное закрытым. Спрашивает, что это и, услышав ответ, называет игрушку, доставая ее полностью.

Спрашивает, какие звуки издает изображенный игрушкой объект, побуждая ребенка к звукоподражанию.

Развитие речи у детей старше 1 года

После года ребенок обретает неведомую ему до сих пор свободу: он уже ходит и ему доступны самые разные уголки в доме. На этом этапе формируется любознательность, что вызывает постоянное волнение за ребенка и ограничивать его передвижение.

Очень важно не запрещать крохе брать разные предметы, тащить их в рот, играть с ними — он познает мир, ему это нужно.

Для его безопасности и своего спокойствия надо убрать подальше все, что может представлять даже минимальную угрозу для здоровья малыша и позволить ему свободно осваивать всю территорию дома.

Уже в 1-м полугодии малыш начинает переводить часть слов из пассивного словаря в активный. Часто предметы или явления, сходные между собой для восприятия, он называет общим для них словом. Родители обязательно должны проговаривать все свои действия, которые видит ребенок. Развивать речь в это время помогают такие игры:

  1. Предлагайте малышу выбрать из нескольких игрушек одну и побуждайте назвать ее.
  2. Играя с ним, показывайте и проговаривайте действия игрушки-персонажа: собачка пошла, легла спать, кушает. Вовлеките в игру ребенка, спросите, что делает персонаж игры, предложите обратиться к нему, позвать или назвать персонаж по имени.
  3. Большое значение имеет выделение некоторых свойств объекта при помощи интонации: большая собачка лает или разговаривает грубым голосом, маленькая — высоким.

Ребенок приобретает возможность отыскивать спрятанные игрушки (под подушкой, в углу и т.д.). Игра обязательно должна приносить радость, поэтому игрушки прячутся не очень хорошо, чтобы их можно было найти.

Незаменима роль детской книги в развитии речи детей раннего возраста. Для привлечения внимания выбирайте такие книжки, содержание которых будет понятно малышу. Яркие картинки побуждают к рассматриванию их и называнию изображенного, имитации звуков, издаваемых им. Чтение должно быть хорошо интонировано и выразительно.

Упражнения для развития речи

Чтобы сформировать артикуляционный аппарат ребенка, ему можно предложить выполнять в виде игровых действий следующие упражнения:

  1. Для развития речевого дыхания очень полезно учиться делать плавный и долгий выдох ртом, с напряженными губами. Хорошо тренирует такой навык сдувание легких предметов со стола или с руки. Эта игра может иметь множество вариантов:
    1. сдувать клочки ваты, изображая снег;
    2. сдуть кораблик или самолетик из бумаги;
    3. заставить летать листья или клочки бумаги, как будто это осенний листопад;
    4. пускать мыльные пузыри;
    5. «сделать ветерок», заставляя крутиться вертушку и др.Упражнения на дыхание можно делать и со звуком, изображая гул самолета, вой волка или гудок паровоза или парохода.
  2. Мышцы языка хорошо тренируются при помощи любых действий, которые могут производиться языком:
    1. облизывать губы или ложку:
    2. показывать язык, вытягивать его вперед, поднимать или опускать;
    3. широко открывая рот, поболтать языком или показать, как лакают воду кошка или собака;
    4. цоканье языком, присасывание его к небу способствует легкому обучению в дальнейшем; произнесению звуков «р», «т» и других, для которых требуется поднимать вверх кончик языка.
  3. Мелкая моторика пальцев связана с развитием речи у ребенка. Для тренировки пальчиков можно играть в такие игры:
    1. Выкладывание мозаики, начиная от простых фигурок и постепенно переходя к изображениям домика, елочки и др.
    2. Нанизывание крупных бусин или шариков на толстую веревку. Постепенно размер бусин надо уменьшать.
    3. Шнуровать ботинок или специально изготовленную игрушку в виде ботинка, куртки и другой одежды.
    4. Застегивать крупные яркие пуговицы. Их размер тоже уменьшают с возрастом ребенка.
    5. Пристегивать бельевые прищепки на веревку или фигурку из картона, чтобы получились цветочки, солнышко, елочка и др.
    6. Разобрать по цветам мелкие шарики, фасоль или подобные им предметы, смешанные вместе, как это делала Золушка.

Скорость развития у всех детей разная и не заставлять чадо стараться делать то, что кто-то умеет лучше него.

Речевое развитие ребенка в возрасте 2-3 лет

На этом этапе ребенок впервые начинает обращать внимание на правильность речи и произношение, сравнивает себя со сверстниками. Для тренировки произношения очень полезны скороговорки.

Классические варианты еще недоступны детям, они просто не смогут произнести сложную конструкцию скороговорки.

Поэтому применяют упрошенные подобия, направленные на овладение произнесением какого-то звука во время скороговорки: «Бы-бы-бы, дым идет из трубы», «Та-та-та, отворяйте ворота» и похожие, которые можно бесконечно придумывать самостоятельно.

При произнесении скороговорки надо обращать внимание на отчетливость артикуляции и стимулировать ребенка произносить звук правильно.

В дальнейшем скороговорки для развития речи должны усложняться, превращаясь в коротенькие стишки: «У нашего мишки в мешке большие шишки», «Серая кошка села на окошко» и др. Приведенные скороговорки направлены на освоение шипящих, что обычно вызывает затруднения у детей до 3-х лет.

Нужно побуждать ребенка произносить скороговорки для развития речи отчетливо и слитно, без ощутимых пауз между словами, постепенно подводя его к тому, что скороговорки должны быть сказаны как можно быстрее и правильнее. Так в жизнь ребенка войдет новая игра-соревнование, в которую можно играть и со сверстниками — скороговорки.

Развитие речи происходит постоянно, для этого родители обязательно дают ответы на вопросы, которые во множестве «вылетают» из ребенка. Ему интересно все, и он спрашивает буквально обо всем, что видит. Задача родителей дать исчерпывающий, но очень короткий ответ, не перегруженный лишней информацией, которая останется недоступной для ребенка.

Дефекты речи у детей 2-3 лет

Они сводятся к неумению произносить некоторые звуки или группы звуков (шипящие, свистящие, «р»). Исправлять дефекты лучше начинать, посоветовавшись с логопедом.

Он предложит специальные упражнения для усиления мышц языка, губ, щек, назначит массаж лица для расслабления скованных групп мышц. Логопед посоветует и скороговорки для развития именно тех навыков произношения, которые нужны.

Заниматься с ребенком можно в домашних условиях, тщательно следуя предписаниям врача.

Отставание в развитии речи или задержка речевого развития у детей требует обязательной консультации с логопедом. В этом случае лучше не ставить диагноз и не проводить лечение самостоятельно.

Источник: http://moyasna.ru/razvitie-rebenka/razvitiyu-rechi-u-detej-rannego-vozrasta.html

Самые эффективные советы по развитию речи у детей раннего возраста?

Ранние моторные навыки могут влиять на развитие речи ребенка

Доброго времени суток, уважаемые читатели нашего блога! Пока мой сын не заговорил, я активно бороздила просторы интернета, чтобы в этом помочь.

Признаюсь, было сильное беспокойство, ведь разговаривать он стал в 2 года 8 месяцев (на данный момент мы занимаемся с логопедом). Я сравнивала это с нашими ровесниками и очень расстраивалась.

Ведь к 1,5 годам малыш уже говорит около 100 слов. У нас такого не было.

Но теперь я точно знаю, что примерять к своему сокровищу общие рамки просто возмутительно и недопустимо! Но помогать, конечно, нужно. А теперь давайте поговорим, каким должно быть развитие речи у детей раннего возраста. Я расскажу Вам об этапах речевого развития и дам советы, как помочь Вашему чаду перейти на новый уровень.

Как формируется речь от рождения до трёх лет

Вы знаете, что многословность маленького сорванца формируется ещё на этапе беременности? Считается, что чем больше будущая мама разговаривает с крохой, тем раньше он начнёт свой лепет. Ну а когда новорождённый появляется на свет, необходимо напрямую влиять на речевой аппарат.

Основные моменты выделяются по месяцам:

  • 1―4 мес.
  • 4―12 мес.
  • 12―18 мес.
  • 18―24 мес.
  • 24―36 мес.

Первое, что слышат родители, долгожданное агуканье. Да, появляется оно до 4 месяцев. Помню этот радостный момент, наше «агу». С этого этапа ждёшь новых звуков. Обязательно подражайте малышку и он будет с радостью отвечать.

Когда после родов лежала в роддоме, нам раздавали много полезной литературы. В одной из брошюр было написано, что в период трёх недель новорождённый может повторить за мамой, если ты покажешь ему кончик языка. Знаете, это правда! Он повторяет.

Радует тот момент, что есть реакция.

Примерно в 6―8 месяцев карапуз начинает произносить коротенькие слова: ма-ма, ба-ба. Но какая же это огромная радость! А к году он уже понимает смысл, но не может произнести.

К полутора годам речь формируется активно. Словарный запас пополняется новыми элементами. А к двум годам кроха уже способен повторять услышанное. Дальше ― больше. Первые предложения, потом стишки.

Как помочь заговорить

У нас сынок заагукал вовремя, и слова первые произнес в 8 месяцев. А потом стоп-пауза. Нет, словарный запас пополнялся, но крайне медленно. Даже показывали опытному неврологу. А причина оказалась банальная ― лень на фоне нашей активности.

Мы потакали по каждому призыву. Он общался жестами, а мы исполняли. Когда же прекратили это делать, начались капризы, но вместе с ними новые слова! Поэтому роль родителей тут неоспорима. Но помогать необходимо посредством занятий, упражнений и игр.

Вас интересует, когда начинать заниматься с карапузом? Мой ответ, с самого рождения! Сначала грудничок видит на расстоянии 30 см, тут поможет элементарная мимика. А голос воспринимает ещё в утробе матери, поэтому обязательно разговаривайте с ним. Просто задавайте вопросы, и сами давайте ответы. Утром спросите: «А кто это у нас проснулся?».

И сразу ответ: «Наша Машенька!». Чем старше становится непоседа, тем сложнее задача. Обязательно вооружитесь короткими сказками и прибаутками. Но важный совет, слова произносите чётко, без коверканий. Многие мамы стараются вторить детям и сюсюкают. Поверьте, это закладывается в голове младенца.

Первые слова и без того будут ломанными, а за кем ему повторять, как не за Вами?

Упражнения для речи до года

Начнём с самых простых. Когда малышу ещё не исполнилось и полугода, Вам придут на помощь

  1. Мелкая моторика
  2. Фольклор
  3. Простейшие игры

Мелкая моторика

Роль моторики неоспорима. Благодаря простейшему массажу пальчиков подаются импульсы в головной мозг. Просто массируйте подушечки пальчиков на ручках. Это поспособствует лучшему формированию словарного запаса и интеллекта.

Фольклор

Прибаутки, короткие четверостишия всегда были неотъемлемой частью общения с детишками до года и старше. Рассказывайте с энтузиазмом и выражением. Сорванцу станет интересно, изучая мимику, жесты, первые простые слова. В 4 месяца непоседы уже способны реагировать на самые элементарные присказки. цель ― заинтересовать общением.

Простейшие игры

Нет человека в нашей стране, который незнаком с забавной присказкой «коза ― рогатая» или «сорока ― сорока». Играйте весело и задорно. Детки это любят. А есть ещё одно продуктивное занятие с язычком. Говорю, основываясь на личном опыте.

Просто до года я не придала этому значение, а вот в 2 года занимались с удовольствием. После этих занятий мы стали говорить намного активнее. Особенность заключается в том, что Вы высовываете свой язык и водите им во все стороны, но медленно. Пусть дитя за Вами повторит.

Такие тренировки должны повторяться ежедневно.

Как помочь непоседе после года

Очень сложен вопрос, если кроха ещё не говорит после годовалого рубежа. Или говорит, но слабо. Тут нужна помощь специалиста. Это не значит, что есть отклонения или дефекты. Но мы, например, водили к специалисту своё чадо. Для меня лучше перестраховаться в таких вопросах.

Хоть я полностью убеждена в том, что каждый ребенок индивидуален. Знаю случаи, когда малыш в 3 года не разговаривал, но потом, что называется, «прорвало». Ну а как мы ещё поможем? Обязательно разговаривайте на всех этапах. Именно в периоде 1―3 года формируется речевой аппарат.

Отвечайте на вопросы терпеливо, когда настанет такая пора.

С года активно читайте книги. Просите повторять за Вами короткие слова. Поиграйте в животных. На примере игрушек пусть расскажет, кто как разговаривает. Показывайте картинки с животными, красочные иллюстрации. Просите маленького непоседу принести различные игрушки и положить их на диван или кресло.

А если хотите отдохнуть от говора, отвлеките его крупной мозаикой. Это снова методика, связанная с мелкой моторикой рук. Моя неугомонница очень любит собирать конструкторы всех типов. Очень интересно наблюдать, как она делает в этом успехи. Такие действия учат фантазировать, тренируя логику и мышление.

Как научить ребенка разговаривать или 10 «нужно» и 5 «нельзя» советы и рекомендации

Поговорим о дошколятах

Дошкольный возраст характеризуется любознательностью. На этом этапе сорванец уже говорит всё. Но кто-то не успевает за основной массой детей и немного отстаёт. Тут очень важным фактором служит общение со сверстниками. Ходите на детские площадки по возможности в платные кружки. Не пренебрегайте детским садом.

Но какие упражнения можно делать совместно в этот период? Да практически все. Он уже говорит и вовсю бегает. Усложняйте задачи, учите стишки, песенки. Ловите момент, пока дитя интересуется всем, направьте этот интерес в нужное русло.

Вы ищете логопедические занятия для детей 2 ― 3 лет? Подборка лучших упражнений

Но не забывайте о роли мелкой моторики. В магазинах полно игр, направленных на интеллектуальное мышление. Лепите из пластилина, приобретите всевозможные наклейки со специальными журналами, пусть клеит на здоровье! Вообще, полезны те игры, где нужно что-то вынимать, вставлять ключики в замочную скважину, открывать двери.

Занятия для детей 5-7 лет подробнее.

Чуть позже может быть обнаружена проблема дефектов произношения. Это ближе к 5―6 годам. Например, злосчастная буква «Р». Борьбу с ней нужно вести ещё в детском саду. Но не самостоятельно, а при помощи хорошего логопеда. Нет, сами можете помогать специальными занятиями, направленными на правильное произношение. Но без специалиста не обойтись.

Что делать, если обнаружены серьёзные проблемы

Не паниковать! Вам известно, что волнение 100% передаётся крохе? Наряду с хорошим специалистом для такого малыша, должны быть созданы необходимые условия дома. Конечно, доброжелательная атмосфера.

И ни дня без упражнений, которые Вам покажет хороший врач в зависимости от степени тяжести дефектов. Но главное и основное, упражнения должны быть очень активными. Ваша поддержка и нацеленность на результат дадут плоды в совместной терапии с лекарствами.

Никаких поблажек. Занятия должны проходить в игровой форме.

Вы слышали, что главное условие тренировки речевого аппарата ― хорошая дыхалка? Вот и возьмите на заметку! Дайте драгоценному созданию шары, пусть себе дует, положите кусочек ватки на стол, устройте соревнование, кто дальше. Ему будет интересно, а Вы будьте уверены в результате.

На этой ноте позвольте попрощаться. Пусть Ваши родные будут здоровыми, а мысли позитивными. Всего доброго! Да, не забудьте, на обновления нашего блога возможна подписка.

Источник: https://my-happybaby.ru/dlya-vas-aktualno-razvitie-rechi-u-detej-rannego-vozrasta

Как стимулировать развитие речи ребенка? 10 простых приемов

Ранние моторные навыки могут влиять на развитие речи ребенка

Каждому родителю хочется, чтобы малыш побыстрее «заговорил», чтобы его речь была правильной и красивой. Рядом с «говорящим» ребенком и жизнь кажется веселее, разнообразнее, и друзьям приятно рассказать о первых словах и фразах, произнесенных малышом.

К тому же развитая речь — показатель правильного развития ребенка.

Как же помочь развитию речи малыша? Предлагаем несколько простых приемов, часть которых вы наверняка уже используете, осознанно или интуитивно.

Надеемся, что у вас получится почерпнуть для себя и несколько новых идей.

1. Пойте песни малышу в течение дня
(детские и взрослые)

С самых первых месяцев жизни необыкновенно важно петь песенки малышу. В пении соединяются слова, их смысл и ритм — и это именно то, что нам нужно для гармоничного развития речи.

А еще песня, исполненная мамой или другим близким человеком, часто поется неподалеку от ребенка, и он видит лицо поющего, его губы, мимику, эмоцию.

Все это способствует полноценному восприятию мелодии, ритма и слов.

Очень важно взрослому именно петь, а не включать записи песенок, даже когда кажется, что нет ни слуха, ни голоса. Вы можете даже не петь, просто произносить слова стиха нараспев, не спеша.

Тут ведь главное, чтобы ритм совпадал, и чтобы малышу нравилось.

Прочитать подробнее о значении маминого пения для развития, рекомендации, как и что можно петь и послушать примеры простых песенок для малышей можно на сайте Галки-Игралки

2. Разговаривайте с ребенком, как со взрослым

Еще задолго до активного речевого периода у ребенка формируется общее представление о речи, о родном языке. Ведь он слышит нашу речь каждый день – как мы разговариваем между собой, задаем вопросы или отвечаем на них, напеваем под нос песенку или говорим по телефону…

Очень важно много говорить с ребенком и при ребенке, почаще обращаться непосредственно к самому малышу (даже, если кажется, что он еще ничего не понимает).

Пусть ваша речь будет достаточно простой и доступной, но при этом правильной, “взрослой”.

Не стоит пытаться упрощать слова и заменять их на звукоподражания (например, “иго-го” вместо “лошадка”), ведь потом вам придется переучивать малыша обратно на “полноценные” слова.

3. Разыгрывайте диалоги между игрушками в присутствии малыша

Даже для самых маленьких деток мы можем устраивать диалоги с игрушками. Привлеките внимание ребенка, подойдите к кукле и скажите:

– «Привет кукла! Тебя как зовут?»
– «Меня зовут Маша»
– «Привет. Маша! А я мама Оля»
– «Привет, мама Оля! А это кто?»
– «А это у нас девочка Настенька»

И в таком духе мы можем изобразить небольшой диалог между куклой и ребенком, подключить другую игрушку или одного из родственников. Разговор длится очень короткое время, а ребенок успевает порадоваться тому, что кукла вдруг ожила. Этот прием помогает разнообразить наши игры, вовлечь в них ребенка и показать, как строится диалог.

4. Изображайте звуки зверей и природы (дождика, ветра)

Так мы учимся слушать и воспроизводить разные звуки — речевые и неречевые. Играя, попробуйте изобразить звуки ветра.

К примеру, подуйте на листочек, положенный на ладонь, и сделайте это намеренно сильно, громко. А чтобы листок не сразу улетел, удерживайте его немного пальцем.

Ребенок услышит звук ветра: «Фууух!» и увидит ваши губы, сложенные «трубочкой». Это отличное дыхательное упражнение и артикуляционная гимнастика.

5. Играйте в ритмические музыкальные игры

Давно доказано, что двигательный анализатор помогает связать в единое целое образ предмета. Поэтому, когда ребенок видит, слышит, осязает и одновременно двигается, он лучше запоминает предметы, их свойства и действия с ними.

Еще более это относится к развитию речи: собственное движение ребенка оказывает сильное положительное влияние на развитие речи. Особенно это касается движений рук и развития тонких движений пальцев. Упорядоченное движение влияет положительно на умственное развитие ребенка.

При этом важно, чтобы движения малыша были ритмичными, простыми и доступными.

Попробуйте взять деревянные ложки и постучать друг о дружку. Вместо барабана, чтобы не был такой резкий звук, возьмите коробку или пластиковую мисочку. Можно использовать и обычную погремушку, похлопать в ладоши или потопать ногами. И напевая любую песенку, отстукивайте ритм.

6. Читайте книжки: детские вместе с малышом и взрослые всей семьей вслух

Такое чтение очень полезно, ведь ребенок слышит хороший литературный язык и видит интерес взрослых к чтению. Читая вместе с малышом, мы проговариваем всю ситуацию, учим формировать сюжет, оформлять его по определенным законам речи. Читая или слушая чтение, малыш воспринимает структуру речи, учит новые слова, слышит правильное неторопливое произношение фразы, слова.

7. Рассказывайте стихи при пробуждении/перед походом на прогулку

Стихами можно и нужно сопровождать многие моменты жизни малыша, к примеру:

Я умею обуваться,
Если только захочу!
Я и маленького братца
Обуваться научу!
Вот они сапожки –
Этот с правой ножки, этот с левой ножки!
Если дождичек пойдет,
Наденем калошки,
Эта – с левой ножки,
Эта – с правой ножки!
Вот как хорошо!

8. Делайте акцент на играх для развития мелкой моторики

Природа устроила так, что в нашем мозгу зоны, отвечающие за движения рук и за речь, расположены рядом и их развитие тесно связано (подробнее об этой взаимосвязи можно прочитать в заметке на сайте “Галки-Игралки”) Поэтому развитие мелкой моторики является если не “панацеей”, то одной из важных составляющих речевого развития.

Мы рекомендуем следующие игры для развития мелкой моторики у малыша:

  • игры, где мы держим мелкие предметы (колечки пирамиды, бумажные снежинки)
  • рисование и письмо
  • аппликация и лепка
  • игры с пуговицами и петельками
  • игры с ленточками
  • игры-шнуровки
  • игры с палочками (поддеваем палочкой картонную рыбку – ловим ее)
  • игра на клавишных инструментах
  • простые пальчиковые игры (капает дождик — стучим пальчиками)
  • игры с прищепками

9. Сочиняйте свои стихи и рассказы
(для мам деток от 1,5 лет)

Свои песенки и стихи сочинять очень легко и просто! Это поможет нам не только развивать речь ребенка, но и настроиться на игру, увлечь или отвлечь малыша в нужный момент. Если, например, готовитесь сесть рисовать и наливаете водичку в блюдечко, спойте: «Мы сейчас пойдем, мы водичку принесем». Или на прогулке: «Наша Маша шла, Маша веточку нашла!»

10. Играйте в пальчиковые игры

Пальчиковые игры — это один из вариантов игр на мелкую моторику, и в сочетании с веселыми стишками и потешками они могут быть неплохим подспорьем в развитии речи. К примеру, вот хорошая игра для Вас с малышом, которая развивает пальчики и позволяет нам пообщаться. Вы сами «ходите» пальцами вашей руки по полу или столу и говорите при этом:

Тише-тише, тише-тише!
Погулять выходят мыши!
А за ними рыжий кот,
Лапкой – хлоп!

И тут другой своей рукой ловите «мышей», хлопая по ним. «Мыши», конечно, пытаются удрать, ну уж тут кто кого! Ребенок обычно тут же вступает в игру и от души веселится. В этой забавной игре всерьез развиваются очень многие навыки, полезные для овладения речью: моторика рук, внимание, реакция, чувство ритма и главное – желание общаться со взрослым в игре.

Источник: http://ipsyholog.ru/kak-stimulirovat-razvitie-rechi-rebenka/

Ранние моторные навыки могут влиять на развитие речи ребенка

Ранние моторные навыки могут влиять на развитие речи ребенка

Умение сидеть, ползать и ходить являются основными вехами раннего развития ребенка – и родители часто записывают эти события в детских дневниках, фотографируют и записывают на видео.

Развитие моторных навыков позволяет ребенку стать более независимым.

Но в исследовании, поддерживая ряд других исследований, было обнаружено, что это может сказать что-то и о скорости когнитивного развития ребенка, например – умении говорить.

Способность двигаться влияет на то, как дети видят, о чем думают и как разговаривают. Действительно, в последние годы стало более ясно, что когнитивное развитие более тесно связано с развитием грубых моторных навыков, таких как ползание или ходьба, и с развитием мелкой моторики, такой как хватание и манипулирование объектами, чем считалось раньше.

Действительно, было доказано, что вместо того, чтобы оценивать двигательное и неврологическое развитие по отдельности, их надо рассматривать как две соединенные детали в большой, сложной системе, каждая из которых зависит от другой; они работают вместе для того, чтобы совершать небольшие шаги вперед в развитии ребенка.

Поэтому очень важно, что все больше исследований изучают связь между моторным и когнитивным развитием, а не просто сосредотачиваются на отдельных частях. Это не только важно для понимания типичного развития, но и может помочь объяснить трудности, с которыми сталкиваются некоторые дети, если связи в системе нарушаются.

  • 1 Ранние связи
  • 2 Двигательные трудности

Ранние связи

Изучение языка является очень длительным процессом для детей. Они должны пройти через период обучения того, как использовать их рты для создания звуков, например – фырканья. Затем будет лепет. Затем появится первое слово. Наконец, дети научатся строить предложения, а затем, позже, вести диалог

Исследование показало, что до каждого из этих этапов формирования языка, обычно наблюдается изменения в двигательных действиях. Примером является лепет, когда дети повторяют один и тот же звук несколько раз («ба-ба-ба»).

За несколько недель до начала лепета, младенцы производят много движений руками, таких как стучание, встряхивание или размахивание.

Что интересно, после того, как они начинают лепетать, дети прекращают производить так много этих движений.

Могут ли быть эти две активности связаны? Возможно, они обе позволяют детям увидеть, что происходит, если действие повторяется, поэтому они используют звуки и ощущения их организма. Младенцы изучают, как то, что они делают, вызывает какие-то события. Это как обучение того, что когда Вы нажимаете на кнопку – загорается свет.

Существует много других примеров, когда новые моторные и речевые навыки появляются в одно и то же время. Тот факт, что двигательные и речевые функции так связаны по времени, доказывает, что эти две части системы развиваются вместе.

Двигательные трудности

Исследование было сосредоточено на том, что происходит, если дети имеют трудности в развитии моторных навыков. Один метод, которым мы это делали, состоял в изучении связи между моторными и когнитивными навыками у детей с аутизмом.

Речевые проблемы и проблемы общения являются ключевыми для диагноза аутизма, но дети с этой болезнью также часто имеют некоторые нарушения в моторных навыках. Ученые провели изучение 53 детей, которые имели старшего брата или сестру с аутизмом. Это повышает риск того, что у них может развиться аутизм.

Ученые обнаружили, что эти дети имели, как правило, хуже моторные навыки в возрасте семи месяцев, в сравнении с детьми, которые имели старшего брата или сестру без аутизма.

Важно отметить, что они показали, что плохие ранние моторные навыки могут быть одним из факторов, которые влияют на развитие языковых трудностей, и что это может быть особенно актуальным для детей, имеющих риск развития аутизма.

Ученые также изучили когнитивные навыки у детей с нарушениями развития координации, которые диагностируются на основе двигательных трудностей, влияющих на повседневную жизнь. Они надеются, что эти исследования помогут лучше понять взаимосвязь между моторным и когнитивным развитием.

Важно помнить, что дети развиваются разными темпами. Дети могут начать ползать в любое время между 5 и 13 месяцами, и все еще оставаться в возрастных рамках ожидания ползанья. Некоторые дети не ползают на руках и коленях совсем, но могут передвигаться по комнате разными способами.

Это значит, что родителям не стоит волноваться о том, что их ребенок не станет «умным» или не развивается хорошо, если он или она не начал рано ползать. Ползанье является одним из способов решения проблемы, такой как добраться к игрушке на другом конце комнаты, но не единственным способом. С ростом тела ребенка его мышцы становятся сильнее, и развиваются лучшие пути решения этой проблемы.

Одним из вопросов будущего изучения будет – существуют ли критические периоды времени в развитии этих навыков, которые вызывают нетипическое развитие некоторых детей.

Это также будет важным для разработки разных путей, которыми моторные и речевые навыки могут развиваться.

Для того, чтобы ответить на эти вопросы, в будущем исследовании необходимо наблюдать детей в течение длительного времени, и изучать два набора навыков вместе.

Источник: http://farmamir.ru/2015/06/rannie-motornye-navyki-mogut-vliyat-na-razvitie-rechi-rebenka/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.