Развитие ребенка может быть нарушено использованием антибиотиков в раннем детстве

Содержание

Развитие ребенка может зависеть от раннего применения антибиотиков

Развитие ребенка может быть нарушено использованием антибиотиков в раннем детстве

Когда-то антибиотики стали для человечества своеобразной палочкой-выручалочкой, так как позволили эффективно бороться со многими бактериальными инфекциями.

Однако их бездумное, чрезмерно частое применение снова может привести человечество к исходной точке, поскольку сейчас появилось много супербактерий, которые обладают резистентностью к антибиотикам, и ученым снова и снова приходиться придумывать новые формы антибиотиков, которые могут справиться с этими бактериями.

Однако не только в этом кроется опасность частого применения антибиотиков. Известно, что эти лекарственные препараты уничтожают все бактерии, которые есть в организме человека, как патогенные, так и дружественные.

Частое применение этих препаратов может влиять на работу пищеварительной системы на метаболизм и даже на гены.

Ученых настораживает тот факт, что врачи слишком часто выписывают антибиотики не только взрослым людям, но и детям, так как растущий детский организм слишком чутко реагирует на малейшие изменения, которые происходят в микробиоме кишечника и в метаболизме.

Чтобы определить, насколько серьезный вред причиняют детям многократные курсы лечения антибиотиками, ученые провели очередное исследование и получили очень удручающие результаты.

Многократное применение антибиотиков негативно влияет на здоровье детей

Как пишет на своих страницах интернет-издание Medical News Today, многократное использование антибиотиков в раннем детском возрасте может привести к увеличению веса, к увеличению роста костей и к изменению состава кишечных бактерий у детей. К такому выводу пришли американские ученые, опубликовавшие результаты своего недавнего нового исследования в научном журнале «Природные коммуникации» (Nature Communications).

Данные, полученные исследовательской группой, в которую входил доктор Мартин Блайзер (Martin Blaser) из Медицинской школы Лангоне при Медицинском центре Лангоне Нью-Йоркского университета (NYU Langone School of Medicine at the NYU Langone Medical Center), показывают, что только в 2011 году в США для амбулаторного лечения было выписано 262 миллионов курсов антибиотиков (эквивалент 842 курсов на 1 000 человек в год).

Наиболее высокий уровень применения антибиотиков обнаружился среди детей в возрасте до десяти лет. Исследователи говорят, что в среднем, каждый ребенок, проживающий в США, получает три курса лечения антибиотиками в возрасте до двух лет и десять курсов такого же лечения в возрасте до десяти лет.

Предыдущие исследования показали, что воздействие антибиотиков на детей раннего возраста, может повлиять на здоровье ребенка.

Например, в сентябре 2014 года медицинские издания сообщили об исследовании, в котором обнаружилась связь между многократным использованием антибиотиков при лечении детей в возрасте до двух лет и высоким уровнем риска развития ожирения в раннем детстве.

В этот же период другое исследование выявило связь между применением антибиотиков при лечении детей и повышенным риском возникновения ювенильного идиопатического артрита.

Как отмечает доктор Блайзер и его коллеги, предыдущие исследования, которые позволили ученым сделать такие выводы, опирались на анализы, продемонстрировавшие последствия многократного использования низких доз антибиотиков для лечения животных.

Но, как известно, во время лечения людей используются совершенно другие дозы антибиотиков, которые выше в 10 – 100 раз, чем те дозы, которые использовались в исследовании.

Ученые говорят, что, таким образом, если проецировать результаты исследования на человека, его актуальность может быть поставлена ​​под сомнение.

Учитывая все это, ученые решили в своем исследовании сымитировать для мышей те дозы антибиотиков, которые во время лечения обычно применяются во время лечения детей.

Исследователи провели эксперимент, во время которого молодые самки мышей прошли три коротких курса лечения наиболее распространенными антибиотиками, такими как амоксициллин и тилозин.

Как отмечают исследователи, в настоящее время их не назначают детям, но они похожи на класс антибиотиков, которые называются макролидами.

В эксперименте мышам давали либо каждый антибиотик отдельно, либо комбинацию двух антибиотиков.

Мыши получали дозы антибиотиков, соответствующие дозам, которые получает средний ребенок в первые два года жизни. Состояние этих мышей сравнивали с состоянием мышей из контрольной группы, не получавшей антибиотики.

Антибиотики изменили микробиомом кишечника и привели к увеличению веса и крупных костей

Как обнаружилось в ходе эксперимента, у животных, которые получали либо амоксициллин, либо тилозин, либо комбинацию этих препаратов, произошло значительное увеличение веса и чрезмерное развитие крупных костей, тогда как у мышей из контрольной группы этого не наблюдалось.

Более того, ученые обнаружили, что оба антибиотика также влияли и на кишечный микробиом (состав кишечных бактерий) мышей. Антибиотики изменили видовой состав бактерий, которые заселяют кишечник, а также количество генов, ассоциированных с определенными метаболическими функциями.

Доктор Блайзер поясняет, что антибиотики изменили экологию микробиома с точки зрения разнообразия микроорганизмов, а также изменили то, что в науке называют структурой бактериального сообщества. или характеристикой состава бактерий.

Результаты исследования показали, что тилозин оказывает более сильное влияние на зрелость кишечных бактерий, чем амоксициллин, и что этот эффект усиливается по мере увеличения количества курсов лечения антибиотиками.

Ведущий соавтор исследования доктор Лаура Кокс (Laura Cox) из отдела медицины в Медицинской школе Лангон Нью-Йоркского университета, говорит, что после второго курса лечения антибиотиками у мышей происходит незначительное прерывание процесса созревания кишечных бактерий, а после трех курсов происходит намного больший период прерывания процесса созревания бактерий.

Более того, ученые также обнаружили, что у тех мышей, которые получали антибиотики, кишечные бактерии обладали более низкой способностью адаптироваться к изменениям в окружающей среде.

Например, когда мыши переходили от стандартного питания к кормам с высоким содержанием жиров, кишечные бактерии мышей из контрольной группы, адаптировались к новой среде в течение одного дня, а для кишечных бактерий некоторых мышей, получавших амоксициллин, потребовалось несколько недель, чтобы приспособиться к новому рациону.

Доктор Кокс отмечает, что кишечный микробиом некоторых мышей, получавших тилозин, даже месяц спустя не мог полностью адаптироваться к пище с высоким содержанием жира.

Исследователи говорят, что пока неясно, какие могут быть последствия изменений, которые происходят в микробиоме кишечника, а также не вполне понятно, есть ли прямая связь с повышенным веса и ростом костей. Кроме того, ученые предупреждают, что результаты этого исследования были основаны на наблюдениях за мышами, а не за людьми.

Тем не менее, ученые все же отмечают, что эти данные подчеркивают потенциально негативное влияние антибиотиков, которые применяются в раннем возрасте, на дальнейшее развитие ребенка.

Поскольку антибиотики, которые использовались в исследовании, представляют класс препаратов, которые наиболее часто применяются для лечения детей, поэтому результаты вполне согласуются с предположениями, что субтерапевтическое воздействие антибиотиков на ранних этапах жизни может негативно влиять на здоровье детей. Эта новая модель подтверждает гипотезу, что применение антибиотиков в начале жизни может способствовать долгосрочному развитию метаболических эффектов, так как подтверждается на животных моделях и в эпидемиологических исследованиях с участием людей.

Ранее некоторые научные издания сообщали об исследовании, в котором ученые смогли раскрыть механизм, с помощью которого бактериальные клетки могут выжить при лечении антибиотиками.

По материалам Medical News Today

Источник: https://nebolet.com/mednews/razvitie-rebenka-mozhet-zaviset-ot-rannego-primenenija-antibiotikov.html

Влияние и последствия употребления антибиотиков детьми

Развитие ребенка может быть нарушено использованием антибиотиков в раннем детстве

Антибиотики – группа препаратов, полученных в результате преобразования синтетических веществ или же созданные на основе природных компонентов.

Их применение способно остановить рост клеток микроорганизмов или же вовсе уничтожить их. Антибиотики назначают для борьбы с такими видами живых клеток, как прокариотики или простейшие.

Применение препаратов для лечения вирусных заболеваний разной этиологии является неэффективным и даже вредным для детского организма.

В настоящее время нарушена культура лечения, и антибиотики назначают всем и при любом заболевании. Связано это с неопытностью врачей или их занятостью, желанием скорейшего достижения результата при применении простых вещей.

Вследствие трепетного отношения матери к ребенку, которая хочет всеми средствами поправить здоровье ребенку, при этом не задумываясь о последствиях. Применения антибиотиков, без видимых на то причин, в детском возрасте может серьезно сказаться на здоровье ребенка.

Антибиотики для детей являются эффективным средством в случае грамотного их выбора и следовании всем указаниям лечащего врача.

Существует множество видов препаратов, в разных формах выпуска, дозах, с различной эффективностью и рядом побочных действий. Запутаться в таком выборе легко, способствуют этому и рекламные кампании, целью которых является продажа лекарств.

Сделать правильный выбор поможет консультация у специалиста или же тщательное изучение предложенных антибиотиков.

Пригодный возраст для применения антибиотиков

Антибиотики назначаются детям при заболеваниях, вызванных бактериями, таких как синусит (воспалительный процесс в пазухах носа), отит (воспаление среднего уха), гайморит (воспаление гайморовых пазух) и других.

В этих случаях применение антибиотиков будет обязательным и без их действия на микроорганизмы практически не справиться с заболеванием. Составлением курса лечения занимается только врач, связано это с особенностями препаратов и возрастом пациентов.

Многие родители с целью быстрого выздоровления дают своему ребенку антибиотики при обыкновенной простуде. Такие действия совершать не рекомендуется, т.к.

препараты обладают сильным действием на весь организм, они способны нарушить микрофлору в желудочно-кишечном тракте, вызвать диспепсические расстройства, аллергические реакции.

В первые дни заболевания необходимо наблюдать за состоянием ребенка, дать организму выработать антитела и побороть болезнь самостоятельно. В это время можно давать препараты, укрепляющие иммунитет. К ним относятся витаминные комплексы, фитотерапия.

Сбивать маленькие показатели температуры не следует, потому что организм старается бороться с вредными микроорганизмами самостоятельно.

Следует помнить, что насморк и небольшой подъем температуры не являются показанием к незамедлительному приему антибиотиков.

Антибиотики назначаются при следующих заболеваниях у детей:

  1. Воспалительные процессы в легких бактериальной природы.
  2. Гнойные и хронические заболевания верхних дыхательных путей, синуситы, гаймориты.
  3. Инфекционные и бактериальные воспалительные процессы мочевыделительной системы.
  4. Паратонзиллит.
  5. Гнойная ангина.

Начинать прием антибиотиков следует после выявления возбудителя заболевания, а это происходит после 2-3 дней с начала появления первым симптомов. Не следует давать такие препараты детям без назначения врача.

При тяжелых болезнях антибиотикотерапия может назначаться с полугодовалого возраста. К таким состояниям относят менингит, острый отит.

Список лучших антибиотиков для борьбы с заболеваниями у детей устанавливается индивидуально.

Результат и опасность антибиотиков

Применение антибиотиков не дает результатов, если заболевание вызвано вирусами.

Для лечения подобных болезней применяются противовирусные препараты, а воздействие антибиотикотерапии в таком случае противопоказано.

Не следует давать антибиотики детям с целью снижения температуры или профилактики осложнений, для этих задач существуют другие группы препаратов, которые эффективно справляются с подобными проблемами.

Среди антибиотиков существуют отдельные группы препаратов, которые противопоказаны к применению. Их назначение производит исключительно врач, по жизненным показаниям во время госпитализации. Одним из таких препаратов является левомицетин, который часто используют мамы.

При употреблении малой дозы ребенком, он способен негативно влиять на всю систему кровообращения, впоследствии вызывая анемию.

Детям до 14 лет нельзя давать антибиотики из группы фторхинолонов, они оказывают сильнейшее токсическое действие, из-за которого возникают пороки суставов.

Антибиотикотерапия при кашле и бронхите у детей

Часто встречающимся заболеванием в детском возрасте являются кашель и бронхит. Взрослые, как правило, стараются давать ребенку антибиотики, заранее не выяснив природу заболевания. Родители полагают, что кашель пройдет быстрее, если начать лечить агрессивными препаратами. Однако это является ошибочным: антибиотики помогают только в случае, если воспалительный процесс вызван бактериями.

Выявить возбудителя заболевания позволяет исследование мокроты. В результате посева на питательную среду появляются микроорганизмы, обитающие в бронхах. При помощи такого метода можно с точностью определить причину бронхита и провести пробу чувствительности к антибиотикам. Препаратами специалистов являются следующие:

  • Флемоксин Солютаб. Антибиотик из группы аминопенициллинов в виде таблеток со вкусом мандарина. Принимают в растворенном виде, размешивая в стакане с водой – получается сладкий сироп. Детям старшего возраста стоит запивать водой. Препарат назначают с первых месяцев жизни ребенка, курс применения устанавливается врачом.
  • Аугментим. Антибиотик выпускается в виде порошка, из которого в дальнейшем готовятся суспензии и таблетки в оболочке. Начиная с трехмесячного возраста, препарат в форме суспензии дают детям, больным бронхитом. Таблетированая форма Аугментима назначается только с двенадцати лет. Препарат обладает побочными действиями, из-за которых его периодически заменяют другими антибиотиками.
  • Супракс. Антибиотик цефалоспоринового ряда с действующим веществом цефиксим. Назначают препарат с 6 месячного возраста в виде гранул, которые растворяют в воде. С двенадцати лет принимают в форме таблеток, запивая водой. Противопоказаниями к приему Супракса являются заболевания почек и индивидуальная непереносимость препарата.
  • Амоксиклав. Антибактериальный препарат из пенициллиновой группы синтетического происхождения. Амоксиклав при кашле назначают в форме таблеток, доза зависит от тяжести заболевания и возраста ребенка. Принимают лекарство через 12 часов после еды. Детям, которые не могут глотать таблетки, готовят порошок, а затем растворяют его в воде.
  • Сумамед или азитромицин. Антибиотик из группы макролиды-азолиды. Данный препарат обладает широким спектром действия и подавляет синтез белка в клетки микроба, тем самым предотвращая его дальнейший рост. Детям назначается доза из расчета 10 мг на 1 кг массы тела один раз в сутки на протяжении трех дней. Сумамед для детей – один из лучших антибиотиков, который дает положительный результат.

Следует помнить, антибиотики не следует сразу давать при простудном заболевании или кашле.

Побочными действиями антибиотикотерапии являются нарушения микрофлоры кишечника, диспепсические расстройства, кожные высыпания, снижение иммунитета и токсическое воздействие на печень. Поэтому в первые дни заболевания нужно стараться обойтись натуральными препаратами.

В раннем возрасте многие антибиотики просто противопоказаны к применению, их употребление возможно только при угрозе жизни или если другими способами невозможно вылечить болезнь.

Антибиотики для детей при ангине

Прием антибиотиков при ангине является основой лечения данного заболевания. Перед введением антибиотикотерапии необходимо сделать медицинское заключение.

Если не убедиться в правильности постановки диагноза, ангину можно спутать с грибковым поражением полости рта или с фарингитом.

Употребление антибиотиков при таких заболеваниях только усугубит ситуацию, патологические процессы будут прогрессировать и дадут осложнения на другие органы.

При выборе антибиотиков для борьбы с ангиной необходимо руководствоваться следующими принципами:

  1. Определить чувствительность групп антибиотиков к возбудителю заболевания.
  2. Подобрать правильный препарат в соответствии с возрастом ребенка, тяжестью заболевания и индивидуальными особенностями.
  3. Обратить внимание на сопутствующие хронические заболевания.
  4. Минимизировать или же устранить риск возможных осложнений при приеме антибиотиков.

Для уточнения возбудителя ангины применяют метод посева. До момента его результатов ребенку, как правило, назначают антибиотик широкого спектра действия, которым является амоксициллин. Выпускают данный препарат в форме таблеток, капсул и гранул для приготовления суспензий. Амоксициллин назначают в виде суспензий детям до 4 лет.

В форме таблеток такой антибиотик принимают с 4 до 12 лет, при необходимости можно растолочь и запить большим количеством воды. В подростковом возрасте препарат назначают в капсулах. Антибиотик редко вызывает кожные высыпания и другие аллергические реакции, но в любом случае необходимо соблюдать курс лечения и употребляемую дозу.

Антибиотик Зиннат применяют не только при ангине, но и при гнойном гайморите. Препарат обладает губительным действием на возбудителей заболевания и не способствует нарушения микрофлоры кишечника. Однако следует принимать препараты пробиотиков или же соблюдать правильное питание на протяжении всего курса.

Зиннат можно принимать только с 3 месяцев, суспензию готовят из гранул. Курс лечения в среднем составляет от 5 до 7 дней, с двукратным приемом препарата. Повышение дозы назначается только врачом и с учетом веса ребенка.

Амосин назначают при всех видах ангины. Ребенку от 5 до 10 лет антибиотик дают в виде готовой суспензии. Курс лечения составляет от недели до двух, при приеме препарата 3 раза в день через равные промежутки времени.

Детям старшего возраста выписывают амосин в виде внутримышечных инъекций, это позволяет веществу быстрее проникнуть в кровь и начать свою работу. При достижении улучшения возможен переход с инъекционной формы на суспензии.

Применение антибиотикотерапии при ОРВИ

Острые респираторные вирусные инфекции не во всех случаях требуют применения антибиотикотерапии, т.к. большинство заболеваний возникает из-за вирусных инфекций. Антибиотики для лечения ОРВИ применяются, когда начинаются осложнения или заболевание носит бактериальный характер.

Антибиотики при ОРВИ следует принимать, если:

  • Высокая температура держится на одном уровне и не сбивается.
  • Появляются признаки нарушения слуха и боли в ушах.
  • Начальные симптомы воспаления пазух носа.
  • Переход воспалительного процесса в дыхательные пути с отделением гнойной мокроты.

Экоклав – антибиотик из пенициллинового ряда, выпускается в виде двояковогнутых таблеток и порошка, предназначенного для приготовления суспензий.

Детям до трех месяцев назначают двухразовый прием дозой в 30 мг на 1 кг массы тела. Начиная с трехмесячного возраста, экоклав принимают три раза в сутки, доза рассчитывается от 20 до 40 мг на 1 кг массы тела.

Детям, чей вес превышает 40 кг, назначают уже взрослые дозы антибиотика.

Макропен – макролидный антибиотик, выпускается в таблетированной форме и в виде гранул для приготовления суспензии. Расчет дозы зависит от веса ребенка: если вес меньше пяти кг, назначают суточную дозу равную 130 мг, меньше 10 кг – 260 мг. Детям шестилетнего возраста с весом не более 20 кг следует давать дозу, не превышающую 520 мг.

Доксициклин – полусинтетический антибиотик широкого спектра действия из группы тетрациклинов. Назначается детям старше 8 лет. Схема приема препарата: в первый день дают 2 капсулы препарата общей дозой 200 мг, последующие дни дают по 1 капсуле, что составляет 100 мг в сутки. Доксициклин оказывает угнетающее действие на выработку белка в клетке бактерии, тем самым прекращается их размножение.

Перед приемом антибиотиков при ОРВИ необходимо удостовериться, что заболевание дало осложнения в другие органы. Вирусный возбудитель инфекции не поддается уничтожению антибиотиками, поэтому следует сделать анализ на его выявление. ОРВИ в начальных стадиях с легкостью лечится более щадящими методами.

Профилактика негативных последствий приема антибиотиков

Профилактика возможных осложнений является ключевым аспектом в лечении антибиотиками заболеваний у детей.

После назначения врачом антибиотикотерапии следует приобрести пробиотики, они помогают защитить и укрепить микрофлору кишечника, т.к. препараты негативным образом сказываются на ней.

Важно принимать также пищу богатую витаминами и минералами с целью укрепления иммунной системы ребенка.

Принимать антибиотики следует по определенной схеме лечения. Нельзя менять дозу препарата или продлевать курс терапии самостоятельно, так как можно сделать хуже состоянию здоровья ребенка.

Антибиотики следует употреблять после еды, потому как они оказывают негативное действие на желудочно-кишечный тракт.

При появлении небольших высыпаний на коже или неспецифических реакций нервной системы следует незамедлительно прекратить прием и обратиться к специалисту.

Источник: https://babyke.net/rebenok/bolezni/antibiotiki-dlya-detej.html

Психологический центр Ларских

Развитие ребенка может быть нарушено использованием антибиотиков в раннем детстве

Расстройства, включенные в рубрику F80-F89 имеют следующие признаки:

Начало обязательно в младенческом  или детском возрасте

Повреждение или задержка в развитии функций, тесно связанных с биологическим созреванием центральной нервной системы

Постоянное течение, без ремиссий и рецидивов, характерных для многих психических расстройств

В большинстве случаев пораженные функции включают речь, зрительно-пространственные навыки и/или двигательную координацию. Характерной особенностью повреждений является тенденция к прогрессивному уменьшению по мере того, как дети становятся старше (хотя более легкая недостаточность часто остается во взрослой жизни).

Обычно задержка в развитии или повреждение имеются с такого раннего периода, как только это могло быть обнаружено, без предшествующего периода нормального развития. Большинство этих состояний отмечается у мальчиков в несколько раз чаще, чем у девочек.

Для нарушений развития характерна наследственная отягощенность подобными или родственными расстройствами и имеются данные, предполагающие важную роль генетических факторов в этиологии многих (но не всех) случаев. Средовые факторы часто оказывают влияние на нарушение развития функции, но в большинстве случаев они не имеют первостепенного значения.

Более того, существуют два типа состояний, включенных в этот раздел, что не совсем отвечает концептуальному определению, приведенному выше. Во-первых, это расстройства, в которых была несомненная фаза предшествующего нормального развития, такие, как дезинтегративное расстройство детского возраста, синдром Ландау-Клеффнера, некоторые случаи аутизма.

Эти состояния включены сюда потому, что, хотя их начало различно, но их характерные особенности и течение имеют много сходного с группой нарушений развития; кроме того, неизвестно, отличаются ли они этиологически. Во-вторых, есть расстройства, прежде всего определяемые как отклонения, а не задержка в развитии функций; это особенно применимо к аутизму.

Аутистические расстройства включены в этот раздел потому, что, хотя и определены как отклонения, но та или иная степень задержки развития обнаруживается при них почти постоянно. Кроме того, есть частичное совпадение с другими нарушениями развития как в смысле характерных особенностей отдельных случаев, так и в сходной группировке.

В рубрику f80-f89 включены следующие состояния

F80 Специфические расстройства развития речи

F81 Специфические расстройства развития школьных навыков

F82 Специфическое расстройство развития двигательных функций

F83 Смешанные специфические расстройства

F84 Общие расстройства развития

F84.0 Детский аутизм

F84.4 Гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями

F80 Специфические расстройства развития речи.

Это расстройства, при которых нормальное речевое развитие нарушено на ранних этапах. Состояние нельзя объяснить неврологическими или речевым механизмом патологии, сенсорными повреждениями, умственной отсталостью или средовыми факторами.

F80.0 Специфическое расстройство речевой артикуляции

Это расстройство называется также специфическим фонологическим расстройством речи. Распространенность около 10% в возрасте до 8 лет. Этиология.

Предположительно это не органическая патология, а задержка развития, обусловленная некоторым дефицитом получаемой ребенком информации, (расстройство чаще встречается в малообеспеченных многодетных семьях) и недостаточной воспитательной работой над речевыми навыками ребенка.

Клиника. Нарушение проявляется в неверном воспроизведении звуков, пропусках или замене на неправильные фонем, создающее общее впечатление «детской речи». Неверное произношение звуков наблюдается в конце слов или при скоплении согласных.

Искажаются преимущественно фонемы, осваиваемые на более поздних этапах речевого развития. Расстройство становится очевидным после четырёх лет. В более легких случаях к школьному возрасту нарушения артикуляции сглаживаются и к третьему классу исчезают.

При их сохранении в более позднем возрасте спонтанное улучшение маловероятно. Здесь необходимо терапевтическое вмешательство.

Показаниями для специальной терапии речи является сохранение расстройства в возрасте выше 8 лет, непонятность речи, вызывающая трудности в обучении, отношениях со сверстниками и нарушение самооценки.

F80.1 Расстройство экспрессивной речи.

Эпидемиология. Распространенность составляет до 10% среди детей школьного возраста. Этиология неизвестна. Предположительно имеет значение генетический фактор.

Клиника. Стержневым симптомом является задержка развития речи при адекватных возрасту навыках понимания вербальной информации и относительной сохранности вербального интеллекта. Признаками серьёзной задержки является отсутствие активного использования отдельных слов к 2 годам и простых фраз из 2 слов к 3 годам.

При этом имеется желание общаться, ребёнок поддерживает контакт взглядом, принимает участие в невербальных играх, часто может указать на большинство предметов, называемых другими. Адекватно используются игрушки и предметы домашнего обихода. К 4 годам ребенок может говорить короткими фразами, часто забывая старые слова при освоении новых.

Критическим является возраст 8 лет, когда наблюдается или фиксация расстройства или спонтанная компенсация. Задержка развития серьёзно затрудняет обучение и адаптацию в повседневной жизни. Часто сочетается с другими формами задержек психологического развития (затруднение чтения, функциональный энурез, нарушение координации движений).

У части больных отмечается мягкая неврологическая симптоматика. Прогноз в целом благоприятный, у половины больных наблюдается спонтанное выздоровление.

Основным методом лечения является специфическая поведенческая тренировка речевых навыков, используется также психотерапия и семейная терапия.

F80.2 Расстройство рецептивной речи

Это расстройство также называют смешанным расстройством экспрессивной/импрессивной речи. Распространенность расстройства составляет 3-10% детей школьного возраста, но тяжелые случаи встречаются значительно реже. Генетическая отягощенность не обнаружена.

Причина расстройства неизвестна. Коррелирует с органическими церебральными факторами. У родственников больных выше, чем в популяции представленность судорожного синдрома и специфических расстройств чтения.

Стержневым симптомом является избирательная задержка формирования способности понимать значение вербальной информации при относительной сохранности невербального интеллекта. В тяжелых случаях эти трудности распространяются на простые слова и фразы. Тяжелые формы расстройства обращают на себя внимание к 2 годам.

В отличие от экспрессивного расстройства, такие дети не могут указать на знакомые предметы обихода, когда их называют  и к двум годам понимать значение речевых инструкций. Внешне их можно принять за глухих, но они правильно реагируют на слуховые раздражители, кроме речевых.

Расстройство существенно затрудняет обучение ребенка и приобретение приспособительных навыков повседневной жизни. Прогноз благоприятный при лёгких случаях.

F81 Специфические расстройства развития школьных навыков

F81.0 Специфическое расстройство чтения. Расстройство обнаруживается у 3-10% детей школьного возраста, причем в 3-4 раза чаще у мальчиков, чем у девочек. Этиология неизвестна, предположительна полиэтиологическая природа, имеется высокая конкордантность расстройства у однояйцевых близнецов, хотя речь идет не о специфическом гене, а о гетерогенной передаче.

Стержневым симптом являются трудности в узнавании слов и понимании написанной речи. Затруднён также перевод буквенных символов в фонематические. Нарушения обращают на себя внимание с момента обучения в школе. Темп чтения резко замедлен, понимание может быть минимальным. Прогноз определяется тяжестью расстройства.

В большинстве случаев к подростковому возрасту остаются трудности в овладении иностранными языками, такие подростки мало читают художественной литературы. При отсутствии терапевтического вмешательства резко затрудняется учебный процесс, нарушается самооценка и отношения со сверстниками.

Значителен процент случаев диссоциального поведения, когда постоянно испытываемое чувство стыда и унижения гиперкомпенсаторно проецируется в виде агрессии к окружающим.

Лечение. Акцент должен делаться на индивидуальные, более сохранные навыки, например, слухового и зрительного различия. Лечение должно быть комплексным и включать обращение ко всей сопутствующей патологии. Основа это психопедагогическая работа с ребенком. Терапевтическая эффективность лекарст, диеты, витаминов не очевидна.

F81.1 Специфическое расстройство спеллингования. Изолированное расстройство правописания (дисграфия). Достоверная этиология неизвестна, так же как и точные данные о распространении.

Расстройство проявляется с начала обучения в школе в трудностях правописания слов и предложений соответственно грамматическим нормативам.

Письменная речь изобилует грамматическими и стилистическими ошибками. Поведение в школе характеризуется низким прилежанием, дисциплиной, но могут быть успехи в других предметах.

Прогноз определяется теми же факторами, что и при специфических расстройствах чтения.

F81.2 Специфическое расстройство арифметических навыков. Распространенность составляет 6% детей школьного возраста. Этиопатогенез скорее всего многофакторный. Предполагается наличие коркового правополушарного дефицита, преимущественно в зоне затылочной доли, ответственной за развитие математических навыков.

Нарушения обнаруживаются с началом школьного обучения. Расстройство может проявляться в любой комбинации нарушений целого ряда навыков (пользование математическими терминами, распознавание цифр или математических символов, соблюдение математических знаков, собственно счет, пользование таблицей умножения и т.п.).

F82 Специфическое расстройство развития моторных функций. Диспраксия

Распространенность составляет порядка 6% у детей в возрасте от 5 до 11 лет. К заболеванию могут предрасполагать органические мозговые поражения, полученные в пре- и перинатальном периоде.

Клиника. Задерживается нормальный этап двигательного развития. В возрасте 2-4 лет, неловкость и неуклюжесть характеризуют все поведение, требующее координации и моторики. Детям трудно застегивать одежду, брать и не ронять предметы. Походка неустойчивая, они часто падают. Высокая коморбидность с расстройствами речи, эмоциональными иповеденческими проблемами.

Лечение. В терапии широко используются  разнообразные техники тренировок перцептуальных навыков. Комплексность лечебной программы предусматривает внимание к  сопутствующей речевой, аффективной и поведенческой терапии.

F83 Смешанные специфические расстройства развития

Это плохо определяемая и недостаточно концептуализированная (но необходимая) остаточная группа расстройств, при которых имеется некоторое смешение специфических расстройств развития речи, школьных навыков или двигательных функций, но при которых нет значительного преобладания ни одного из них, что было бы достаточным для установления первичного диагноза.

Для всех этих специфических расстройств развития общим является сочетание с некоторой степенью общего нарушения когнитивных функций и эта смешанная категория должна использоваться только при наличии существенного совпадения симптоматики. Таким образом, эта категория должна использоваться при наличии дисфункций, отвечающих критериям двух или более рубрик в F80.-, F81.

– и F82.

Общие расстройства развития, включенные в рубрику F84, относятся в большей степени к негативным дизонтогенетическим симптомам, специфичным для детского и подросткового возраста и описаны в соответствующей главе.

/span

Источник: http://larskih.ru/2013/11/15/rannee-detstvo-narushenie-razvitiya/

Причины нарушения развития в раннем развитии (стр. 1 из 3)

Развитие ребенка может быть нарушено использованием антибиотиков в раннем детстве

СОДЕРЖАНИЕ

1. Нарушения внутриутробного развития

1.1. Причины эндогенного происхождения

1.2. Причины экзогенного происхождения

2. Нарушения развития после рождения

3. Факторы отклонения развития

3.1. Физические факторы

3.2. Химические факторы

3.3. Биологические факторы

Список литературы

1.1. Причины эндогенного происхождения

Важнейшим фактором безопасности общества является физическое и духовное здоровье граждан.

Зависит оно как от социально-экономических условий, культуры и традиций, качества медицинского обслуживания конкретной страны или региона, так и от уровня общей и психологической грамотности населения.

Необходима образовательная работа с будущими родителями: им важно знать, какие факторы могут повлечь нарушения в развитии ребёнка. Изложить эти факторы в системе способен лишь грамотный и квалифицированный специалист — медик или социальный педагог.

Основой нарушений развития детей являются повреждения нервной системы или отдельных анализаторов. Они случаются как в период внутриутробного развития, так и во время или после рождения.

Все причины внутриутробных нарушений развития можно разделить на две группы: эндогенного, то есть внутреннего, и экзогенного, то есть внешнего происхождения.

В эту группу причин входят все врождённые нарушения. В случае наследственности негативные факторы действуют на уровне половых клеток. Можно выделить хромосомные и генные нарушения (аберрации).

Хромосомные аберрации — это изменения хромосомной структуры или числа хромосом. Хромосомы и находящиеся в них гены составляют единицы наследственности. В составных частях хромосом в закодированном виде находятся основные признаки человеческого организма. По наследственности передаются только хромосомы вместе с находящимися в них генами.

Хромосомные аберрации составляют около 2% всех наследственных заболеваний. В медицинской литературе описано почти 300 различных аберраций, и этот список постоянно дополняется. Новые нарушения появляются из-за радиации, вирусных инфекций, химических веществ и т.п.

Широко известен, например, синдром Дауна, который составляет около 13% всех хромосомных нарушений. Эту болезнь описал английский врач И.Л. Даун в 1866 году. Чаще всего матери таких детей бывают или очень молодыми, или в значительном возрасте.

В первом случае половые клетки роженицы ещё слишком слабые, во втором — уже слишком слабые. Например, если рожают женщины 20-30 лет, то из 1500-1700 новорождённых бывает один с болезнью Дауна; если 30-34 лет — 1 из 950-1000; 35-39 лет — 1 из 300-350, а если 40-44 лет — даже 1 из 80 новорождённых[1].

Причина этого нарушения — третья лишняя хромосома в двадцать первой хромосомной паре.

Последствием хромосомного нарушения может быть и синдром Клайнфелтера, составляющий 25% всех хромосомных аберраций. Новорождённым с синдромом Клайнфелтера присущи явные психические и физические нарушения.

К этой же группе нарушений относится синдром Тернера, при котором у новорождённого бывают коротковатая, с широкой кожной складкой, шея, маленький рост, различные нарушения структуры тела и полового развития. Часто наблюдаются пороки сердца, нарушения умственного развития. Частота синдрома — 1 из 3000 девочек.

Необходимо упомянуть ещё один синдром, для которого характерен небольшой вес новорождённого, недостаточный объём головы, деформации лица, грудной клетки, конечностей. Очень часто бывает порок сердца, недостаточно развиты другие внутренние органы. Причина этого нарушения — лишняя хромосома в восемнадцатой хромосомной паре.

При синдроме Патау, независимо от расы родителей, новорождённому присущи негроидные черты: широкий нос, тёмные кудрявые волосы, часто встречаются шестипалые, характерны пороки сердца, нарушения желудочно-кишечного тракта. Как правило, такие дети умирают в первые годы жизни. Причина данного вырождения — лишняя хромосома в тринадцатой хромосомной паре.

Установлена зависимость хромосомных аберраций от возраста матери. В таблице представлены данные Л. Пенросе.

Генные аберрации образуют большую группу наследственных нарушений — в настоящее время известно около 2000 видов генных повреждений, последствиями которых могут быть как психические, так и физические недостатки, нарушения интеллекта разной степени.

Известно около 30 генных заболеваний, из-за которых нарушается развитие скелета, возникает около 20 форм глухоты.

В отличие от большинства хромосомных нарушений, которые всегда заметны уже при рождении ребёнка, признаки наследственных генных заболеваний проявляются несколько позже.

Гены с искажённой информацией могут передаваться из поколения в поколение или каждому второму поколению. Бывают случаи, когда сами родители не пострадали от искажённой генной информации, но эти отрицательные факторы могут отразиться на их детях.

Таких людей можно сравнить с носителями вируса, которые сами не болеют. Неполноценные гены, обусловливающие появление нарушений такой природы, практически всегда относятся к рецессивным, воздействие которых заглушается другим геном (доминирующим).

А формируются они только в том случае, если наследуются как от матери, так и от отца, и встречаются в одном организме. Чем более близкими родственниками являются родители, тем выше вероятность встречи одинаковых генов, вызывающих какие-либо нарушения.

И тем тяжелее степень различных нарушений развития. Последствиями кровосмешения также могут быть выкидыши и рождение мёртвых детей.

В настоящее время в мире почти не существует традиционной эндогамии, однако инцест — далеко не редкое явление в нашем обществе.

Необходимо заметить, что, в отличие от возраста матери, возраст отца не влияет отрицательно на следующие поколения. Наоборот, вероятность рождения талантливых детей в 10 раз повышается у пятидесятилетних отцов по сравнению с двадцатилетними.

Вероятность кровосмешения существует и при искусственном оплодотворении. По медицинским данным, 15% супружеских пар в мире не могут иметь детей. В 40% случаев это бывает по вине мужчин.

На полноценность спермы влияют экологические факторы и воздействия токсинов. Часто бесплодные семьи пользуются услугами доноров. В жидком азоте замороженная сперма может сохраняться до 100 лет.

Уже была успешно использована сперма, которая была заморожена в течение 10 лет.

Иногда кровосмешение считается половым извращением (инцестофилия), но чаще всего — просто отклонением от норм поведения. В большинстве стран мира кровосмешение не запрещено законом. Однако многочисленные исследования показывают, что только одна треть детей, родившихся в условиях кровосмешения, являются физически и психически здоровыми[2].

1.2. Причины экзогенного происхождения

Нарушения этого вида появляются из-за отрицательного воздействия среды. Они могут быть врождёнными и приобретёнными.

Врождённые нарушения появляются вследствие воздействия отрицательных факторов на эмбрион или плод (эмбрионом считается жизнь от времени оплодотворения половых клеток до девяти недель, плодом — будущий новорождённый в утробе матери от девяти недель до девяти месяцев).

Отрицательные факторы сильнее всего нарушают те органы и системы, которые в это время развиваются интенсивнее. Например, наиболее важный период развития органов зрения и слуха — 3-9-й недели. Внутренние органы в основном формируются на 7-11-я неделях.

В эти периоды названные органы и системы наиболее чувствительны и быстро поражаются отрицательными факторами.

Нередко в первые недели женщина не знает о своей беременности и может употреблять антибиотики, барбитураты или другие медикаменты, оказывающие отрицательное воздействие на эмбрион, или находиться под воздействием отрицательных внешних факторов. Во избежание таких ситуаций необходимо планирование семьи.

Самый интенсивный период развития мозга эмбриона — 2-11-я недели. Но в целом этот важнейший человеческий орган формируется долго, на протяжении всей беременности матери. Ежеминутно число нервных клеток возрастает в среднем в 20 000 раз. Мозг только что родившегося ребёнка весит около 400 граммов и составляет около 15 миллиардов нервных клеток.

Однако они осуществляют намного меньше функций, чем мозг других новорождённых млекопитающих. Чтобы полностью развиться (уже не в утробе матери), потребуются годы, в течение которых сформируется сеть, объединяющая нервные клетки.

Поэтому для развития мозга эмбриона, плода или ребёнка до одного года очень опасно воздействие любых отрицательных физических, химических или биологических факторов.

2. Нарушения развития после рождения

Причинами нарушений развития ребёнка могут быть различные травмы (в том числе родовые), при которых повреждаются зрение, анализаторы слуха, головной мозг.

Родовые травмы случаются как при затяжных, так и при стремительных родах, при неправильном положении плода, рано отошедших водах, несоответствии размеров бёдер матери и величины плода.

Чаще всего травмируется голова новорождённого, вследствие чего может произойти кровоизлияние в мозг, повреждение мозга или его покрытия. При родовых травмах могут повредиться мышцы, суставы и кости новорождённого (напри-«ео, вывих плеча, перелом ключицы).

При затяжных родах нередко используется инструментное вспоможение. Это весьма опасно, так как можно повредить ещё не сросшиеся кости черепа и нарушить систему кровообращения мозга.

Вся патология родов делится на несколько групп:

1) механические травмы родов, когда во время ролов повреждается однородность тканей головы ребёнка;

Источник: http://MirZnanii.com/a/151745/prichiny-narusheniya-razvitiya-v-rannem-razvitii

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.