Синдром гиперактивности – причины возникновения у детей и взрослых, диагностика, лечение

Содержание

Синдром гиперактивности – симптомы и признаки дефицита внимания, способы терапии

Синдром гиперактивности - причины возникновения у детей и взрослых, диагностика, лечение

Самая распространенная причина проблем в учебе у детей – это дефицит внимания и гиперактивность. Такой диагноз невролог может поставить и взрослому человеку, но гораздо реже. Врачи рассматривают данную патологию, как неврологическое расстройство, которое подлежит медикаментозной и психологической коррекции.

Состояние, которое вызывает стабильную невнимательность, импульсивность и несдержанность, медики называют синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). По-английски диагноз звучит, как attention deficit hyperactivity disorder (ADHD). Это неврологическо-поведенческое расстройство развития, которое проявляется в раннем возрасте и может сохранять свое влияние на протяжении всей жизни.

У детей СДВГ является одним из самых часто встречаемых психических отклонений. По статистике синдромом гиперактивности мальчики страдают в 3 раза чаще, чем девочки. У разных пациентов симптомы патологии различаются, но у всех имеются проблемы с эмоциональной сдержанностью, контролем активности, вниманием. С возрастом признаки гиперактивности уменьшаются.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности может наблюдаться постоянно или проявляться при определенных жизненных обстоятельствах. Международная психиатрическая классификация (DSM) выделяет три основных типа данного расстройства:

  • Психическое отклонение с преобладанием нехватки внимания (СДВГ-ДВ или СДВГ-ПДВ). Чаще встречается у девочек, так как они более склонны к бурной фантазии, уходу в свой мир, витанию в «облаках».
  • Расстройство с преобладанием гиперактивности и импульсивности (СДВГ-ГИ или СДВГ-Г). С одинаковой вероятностью встречается у обоих полов, поскольку обусловлено нарушениями центральной нервной системы (ЦНС) и индивидуальными особенностями темперамента.
  • Смешанный тип (СДВГ-С). Чаще выявляется у мальчиков определенного фенотипа: голубые глаза и светлые волосы.

Причины

Развитие синдрома гиперактивности происходит по нескольким причинам. Они были установлены учеными-медиками на основании фактов. К ним относятся:

  • Генетическая предрасположенность. Наблюдается в 50% случаев. Одинаковую роль играет как дальняя наследственность, так и ближняя. Откуда возникла гиперактивность с дефицитом внимания у ребенка, часто становится понятным после обследования обоих родителей.
  • Социальное влияние. Немалое влияние на развитие синдрома оказывают наркотические, табачные и алкогольные изделия. Если женщина в период беременности употребляла запрещенные вещества, то велика вероятность преждевременных или затяжных родов, после которых у родившихся детей возникает данная патология.
  • Физиологические факторы. Причинами СДВГ нередко являются хронические заболевания у беременной или несовместимость у родителей резус-факторов.
  • Внешние причины. Если женщина в период беременности увлекалась приемом биодобавок, искусственных гормонов, или работала с пестицидами, нейротоксинами и прочими химическими средствами, то возможно провоцирование патологии не только у ребенка, но и у нее самой.

Существуют и факторы риска, способствующие развитию СДВГ. Детская гиперактивность может возникать из-за следующих обстоятельств:

  • ссоры, конфликты в семье;
  • гиперопека (воспитание по типу любимчика в семье);
  • гипоопека (социальная запущенность);
  • плохие бытовые условия проживания;
  • дисфункция нейромедиаторных систем мозга (нарушение обмена серотонина, норадреналина, дофамина).

Диагноз СДВГ

Постановка диагноза «синдром гиперактивности» – это сложный и долгий процесс.

Для обследования ребенка необходимо обратиться к педиатру, который направит на консультацию к одному или нескольким специалистам: психиатру, невропатологу, психологу, дефектологу.

Диагностика осуществляется на основании определенных критериев по классификации DSM-5 и МКБ-10, психологических тестов и параклинических методов исследования (электроэнцефалография, реоэнцефалография, эхоэнцефалография).

Из-за длительности процесса между первым посещением и окончательно установленным диагнозом проходит много времени. Согласно DSM-5 диагноз можно установить не раньше 12 лет.

Соответствующая симптоматика должна наблюдаться в разной обстановке и различных ситуациях. Клиническая картина должна присутствовать не менее 6 месяцев, но не являться другим психическим расстройством.

Согласно МКБ-10 (международной классификации болезней 10 пересмотра), СДВГ диагностируется при наличии следующих симптомов:

  • невнимательность: неспособность следить за деталями, следовать инструкциям, завершать задания и прочее;
  • гиперактивность: беспокойные движения, ерзание на месте, бег в неуместных ситуациях и др.;
  • импульсивность: неспособность ждать, болтливость без реакции на ограничения, прерывание других и так далее.

Признаки СДВГ у детей развиваются почти с рождения. Дошкольники чрезмерно активны, но нередко отстают в физическом развитии. Речь, яркий свет и даже некоторые предметы обихода у них вызывают бурную эмоциональную реакцию, что свидетельствует о высокой чувствительности к раздражителям. Гиперактивность у детей дошкольного возраста проявляется следующими симптомами:

  • хаотичность движений;
  • задержка речевого развития;
  • нарушение памяти;
  • плаксивость, эмоциональная нестабильность;
  • чрезмерная физическая активность;
  • трудности с засыпанием, неспокойный сон;
  • нарушение концентрации внимания;
  • заторможенность движений и/или двигательное беспокойство.

На умственные способности ребенка гиперактивность влияния не оказывает, но может стать причиной снижения успеваемости в школе. Такой диагноз у школьника может спровоцировать развитие нервного тика и других патологий, которые связаны с психоэмоциональным состоянием. Основные признаки гиперактивности у детей школьного возраста:

  • чрезмерная суетливость;
  • заниженная оценка своих способностей;
  • раздражительность, вспыльчивость;
  • рассеянность при концентрации на какой-либо теме;
  • нетерпеливость;
  • развитие фобий;
  • частые головные боли;
  • энурез.

Данный синдром – это следствие не диагностированной патологии в детстве. Если ранее считалось, что гиперактивный ребёнок с возрастом перерастает симптомы, то сейчас медики признают, что из половины детей с таким диагнозом вырастают гиперподвижные взрослые. Большинство из них даже не подозревает о наличии патологии. Основные признаки потенциального СДВГ во взрослой жизни:

  • невнимательность;
  • несобранность;
  • забывчивость;
  • импульсивность;
  • низкая самооценка;
  • эмоциональные трудности;
  • недостаточная мотивация;
  • повышенная тревожность;
  • проблемы со здоровьем.

Лечение синдрома гиперактивности

При наличии у ребенка гиперактивности важно в самом раннем возрасте попасть на прием к грамотному специалисту, который, помимо медикаментозного лечения, поможет семье разобраться с проблемой и укажет на необходимость в совместных терапевтических усилиях. В случае далеко зашедшей патологии врач посоветует перевести пациента школьного возраста в специализированную школу, где будет производиться психотерапевтическая коррекция навыков.

Физиотерапия и массаж при СДВГ

Важной частью восстановительного лечения гиперактивных пациентов являются физиотерапия и массаж. Основные методики:

  • Лекарственный электрофорез. Активно используются в детской практике при SDVG для сосудистых, рассасывающих средств и препаратов для лечения нервной системы. В среднем терапевтический курс составляет 10 процедур по 15 минут.
  • Магнитотерапия. Методика, которая основана на воздействии магнитного поля на организм. Под его влиянием снижается тонус сосудов мозга, происходит активация обмена веществ, что повышает мозговую устойчивость к кислородному голоданию. Курс лечения составляет от 10 до 15 сеансов по 15-60 минут не чаще, чем 3 раза/неделю.
  • Фотохромотерапия. Воздействие света с любым цветом спектра на биологически активные точки. В результате происходит уравновешивание процессов торможения и возбуждения нервной системы, стабилизируется эмоциональное состояние, улучшается сон, концентрация внимания. Курс лечения – 8-10 процедур по 30-40 минут.

В комплексном лечении синдрома массаж оказывает общетонизирующее воздействие на весь организм гиперактивного пациента.

Один сеанс для ребенка не должен превышать 30 минут, поскольку по истечении этого времени он может перевозбудиться. Часто применяется точечный массаж и тонизирующая методика.

Хороший эффект также дает аурикулотерапия (массирование 4 зон ушной раковины). Средний курс лечения – 10 процедур 2-3 раза/год.

Медикаментозное

Заболевание нужно лечить медицинскими препаратами разных видов и форм. Для каждого пациента доктор подбирает самую подходящую терапевтическую схему и дозировку. Основные виды лекарственных препаратов для фармакокорекции гиперактивности:

  • Психостимуляторы. Помогают концентрировать внимание, игнорировать отвлекающие факторы. Применение стимуляторов одобрено для лечения гиперактивных детей после 6 лет и взрослых пациентов. К данной группе препаратов относятся: Амфетамин, Аддералл, Дексамфетамин, Декседрин, Декседрин спансулы, Лиздексамфетамин, Вивансе, Венвансе, Элвансе, Тивенсе, Метамфетамин, Дезоксин, Метилфенидат, Риталин, Метилин, Метадат, Концерта, Дейтрана, Пемолин, Бетанамин, Цилерт, Церактив.
  • Центральные симпатомиметики. Оказывают влияние на ЦНС. За счет возбуждения гипоталамуса оказывают стимулирующее действие на высшие отделы мозга. Самые популярные симпатомиметики: Атомоксетин, Страттера.
  • Центральные симпатолитики. Нарушают передачу возбуждения на уровне адренергических нервных волокон. Оказывают гипотензивное, седативное, антипсихотическое действие. Часто назначаемые симпатолитики: Резерпин, Гуанетидин.
  • Центральные α2-агонисты. Снижают активность симпатической нервной системы, повышают тонус блуждающего нерва. Эффективные представители данной группы: Клонидин, Гуанфацин.
  • Антидепрессанты. Подавляют депрессию путем снижения уровня нейромедиаторов. Снимают тревогу, апатию, вялость, тоску у пациентов с выраженной гиперактивностью, перетекающей в гипоактивность. Популярные антидепрессанты: Бупропион, Имипрамин, Дезипрамин, Нортриптилин, Гамк.

Коррекция поведения

С гиперактивными детьми обязательно работают психологи. Коррекция поведения проводится по следующим методикам:

  • БОС-терапия (НейроБОС). Метод биологической обратной связи, при котором повышается внимание пациента с синдромом повышенной активности, снижается импульсивность, улучшается взаимоотношение с окружающими. Суть терапии: на определенные места на теле закрепляются датчики. Пациент на мониторе видит, как ведут себя его собственные биоритмы, пробует их изменить. При правильно выполненном задании раздается звуковой сигнал. Курс состоит из 15-25 сеансов. Процедура безболезненная и интересная.
  • Психотерапевтические методы. Хорошие результаты дают когнитивно-поведенческие сеансы, когда ребенок самостоятельно формирует разные модели поведения под руководством психолога. Эффективна игровая терапия, во время которой происходит формирование внимательности и усидчивости. Снижает тревожность и утомление арт-терапия – занятия разными видами искусства (рисование, лепка, игра на музыкальных инструментах). Педагогические меры включают семейную терапию. Психолог рассказывает родителям об эффективных мерах влияния на ребенка, что позволяет уменьшить число конфликтов в семье, сделать воспитание легким для всех его участников.

Источник: https://vrachmedik.ru/2122-sindrom-giperaktivnosti.html

Гиперактивный ребенок

Синдром гиперактивности - причины возникновения у детей и взрослых, диагностика, лечение

СДВГ – синдром повышенной физической и умственной активности, характеризующийся преобладанием процессов возбуждения над торможением. Гиперактивный ребенок испытывает трудности с концентрацией и поддержанием внимания, саморегуляцией поведения, обучением, обработкой и удержанием информации в памяти.

По официальным статистическим данным, в России диагноз СДВГ имеют от 4 до 18% детей. Более того, данный синдром присутствует у 3-5% взрослого населения, поскольку в половине случаев гиперактивный ребенок вырастает в «гиперактивного взрослого». У мальчиков СДВГ диагностируется в 3 раза чаще, чем у девочек.

СДВГ является предметом пристального изучения педиатрии, детской психиатрии, детской неврологии, детской психологии.

Причины СДВГ

Специалисты затрудняются в определении точных причин синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Считается, что гиперактивность у детей может быть обусловлена генетическими факторами и ранним органическим повреждением ЦНС, которые нередко сочетаются друг с другом.

Современные исследования указывают на то, что при СДВГ имеет место рассогласованность функционирования структур, обеспечивающих организацию произвольного поведения и контроль внимания, а именно – ассоциативной коры, базальных ганглиев, таламуса, мозжечка, префронтальной коры.

Генетический механизм СДВГ объясняется наследованием генов, регулирующих обмен нейромедиаторов (дофамина и норадреналина) в головном мозге.

Вследствие дисфункции нейромедиаторных систем нарушается процесс синаптической передачи, что влечет за собой разобщение связей между корой лобных долей и подкорковыми структурами.

В пользу данной теории указывает тот факт, что в лечении гиперактивности у детей эффективными оказываются лекарственные средства, способствующие высвобождению и торможению обратного захвата нейромедиаторов в пресинаптических нервных окончаниях.

В числе пре- и перинатальных факторов, детерминирующих развитие СДВГ, следует отметить различного рода неблагоприятные воздействия, способствующие развитию минимальной мозговой дисфункции у гиперактивного ребенка.

Это может быть патологическое течение беременности и родов у матери (гестоз, эклампсия, угроза выкидыша, гемолитическая болезнь плода, стремительные или затяжные роды, употребление беременной алкоголя или некоторых лекарственных препаратов, курение), асфиксия, недоношенность, родовые травмы у ребенка и др.

К развитию синдрома гиперактивности у детей могут привести инфекционные заболевания и ЧМТ, перенесенные в первые месяцы и годы жизни.

В формировании гиперактивности у детей не исключается влияние неблагоприятных экологических факторов, прежде всего загрязнения природной среды нейротоксикантами (свинцом, мышьяком, ртутью, кадмием, никелем и др.).

В частности, доказана корреляция между повышенным содержанием свинца в волосах по данным спектрального анализа и уровнем гиперактивности, когнитивными и поведенческими нарушениями у детей.

Возникновение либо усиление проявлений СДВГ может быть связано с несбалансированным питанием, недостаточностью поступления в организм микронутриентов (витаминов, омега-3 жирных кислот, микроэлементов – магния, цинка, железа, йода). Усилению трудностей адаптации, поведения и внимания у гиперактивного ребенка способствуют неблагоприятные внутрисемейные отношения.

Международная психиатрическая классификация (DSM) выделяет следующие варианты СДВГ:

  • смешанный – сочетание гиперактивности с нарушением внимания (встречается наиболее часто). Обычно выявляется у мальчиков с определенным фенотипом – светлыми волосами и голубыми глазами.
  • невнимательный – преобладает дефицит внимания. Чаще встречается у девочек, характеризуется уходом в свой мир, бурной фантазией, «витанием» ребенка «в облаках».
  • гиперактивный – преобладает гиперактивность (наиболее редкий тип). С одинаковой вероятностью может быть обусловлен как индивидуальными особенностями темперамента детей, так и определенными нарушениями ЦНС.

Симптомы СДВГ

В раннем детстве гиперактивный ребенок часто имеет повышенный мышечный тонус, страдает неоднократными и немотивированными приступами рвоты, плохо засыпает и беспокойно спит, легко возбуждается, имеет повышенную чувствительность к любым внешним раздражителям.

Первые признаки синдрома гиперактивности у детей, как правило, обнаруживаются в возрасте 5-7 лет.

Родители обычно начинают «бить тревогу», когда ребенок идет в школу, что требует от него определенной организованности, самостоятельности, соблюдения правил, сосредоточенности и пр.

Второй пик проявлений приходится на пубертатный период (13-14 лет) и связан с подростковым гормональным всплеском.

Основными клинико-диагностическими критериями СДВГ служат невнимательность, гиперактивность и импульсивность.

Невнимательность у гиперактивного ребенка выражается в неспособности удержания внимания; невозможности сконцентрироваться на игре или выполнении задания.

Ввиду повышенной отвлекаемости на посторонние стимулы, гиперактивный ребенок допускает множество ошибок в домашних заданиях, не может до конца выполнить предлагаемую инструкцию или порученные обязанности.

У гиперактивного ребенка возникают сложности с организацией самостоятельной деятельности, отмечается рассеянность, забывчивость, постоянная переключаемость с одного занятия на другое, склонность к незавершению начатых дел.

Собственно гиперактивность у детей предполагает беспокойное поведение, непоседливость, чрезмерную двигательную активность в ситуациях, которые требуют сохранения относительного покоя. При наблюдении за гиперактивным ребенком можно заметить постоянные стереотипные движения в кистях и стопах, подергивания, тики.

Гиперактивному ребенку свойственно отсутствие произвольного контроля за своим поведением, поэтому дети с СДВГ постоянно находятся в бесцельном движении (бегают, крутятся, разговаривают и пр.) в неподходящих для этого ситуациях, например, во время школьных занятий.

У 75% гиперактивных детей отмечается диспраксия – неуклюжесть, неповоротливость, неспособность выполнять движения и работу, требующую определенной ловкости.

Импульсивность у гиперактивного ребенка выражается в нетерпеливости, поспешности выполнения заданий, стремлении дать ответ, не задумавшись над его правильностью. Гиперактивный ребенок обычно не может играть в коллективные игры вместе со сверстниками, поскольку он постоянно мешает окружающим, не соблюдает правила игры, конфликтует и т. д.

Гиперактивный ребенок часто жалуется на головные боли, утомляемость, сонливость. У некоторых детей отмечается ночной и дневной энурез. Среди гиперактивных детей распространены задержки психомоторного и речевого развития, в школьном возрасте – дисграфия, дислексия, дискалькулия. По данным детских психологов, 60-70% детей с СДВГ являются скрытыми левшами или амбидекстрами.

Расторможенность и безрассудство сопровождается снижением инстинкта самосохранения, поэтому гиперактивный ребенок легко получает различного рода травмы.

Гиперактивный ребенок является пациентом детского невролога, детского психиатра и детского психолога.

Согласно критериям, выработанным DSM в 1994 г., СДВГ может быть признан при сохранении у ребенка, по крайней мере, 6-ти признаков невнимательности, гиперактивности и импульсивности в течение полугода.

Поэтому при первичном обращении к специалистам диагноз СДВГ не ставится, а проводится наблюдение и обследование ребенка.

В процессе клинико-психологического обследования гиперактивного ребенка используются методы интервью, беседы, непосредственного наблюдения; получение информации от педагогов и родителей с помощью диагностических опросников, нейропсихологическое тестирование.

Необходимость проведения базового педиатрического и неврологического обследования обусловлена тем, что за СДВГ-подобным синдромом могут скрываться различные соматические и неврологические расстройства (гипертиреоз, анемия, эпилепсия, хорея, нарушения слуха и зрения и мн. др.).

С целью уточняющей диагностики гиперактивному ребенку могут назначаться консультации узких детских специалистов (детского эндокринолога, детского отоларинголога, детского офтальмолога, эпилептолога), ЭЭГ, МРТ головного мозга, общий и биохимический анализ крови и т. д.

Консультация логопеда позволяет провести диагностику нарушений письменной речи и наметить план коррекционной работы с гиперактивным ребенком.

Гиперактивность у детей следует дифференцировать от фетального алкогольного синдрома, посттравматического поражения ЦНС, хронического отравления свинцом, проявлений индивидуальных характеристик темперамента, педагогической запущенности, олигофрении и др.

Коррекция СДВГ

Гиперактивный ребенок нуждается в комплексном индивидуализированном сопровождении, включающем психолого-педагогическую коррекцию, психотерапию, немедикаментозную и медикаментозную коррекцию.

Гиперактивному ребенку рекомендуется щадящий режим обучения (класс малой наполняемости, сокращенные уроки, дозированные задания), достаточный сон, полноценное питание, длительные прогулки, достаточная физическая активность. Ввиду повышенной возбудимости следует ограничивать участие гиперактивных детей в массовых мероприятиях.

Под руководством детского психолога и психотерапевта проводятся аутогенные тренировки, индивидуальная, групповая, семейная и поведенческая психотерапия, телесно-ориентированная терапия, БОС-технологии. В коррекции СДВГ должно быть активно задействовано все окружение гиперактивного ребенка: родители, воспитатели, школьные педагоги.

Фармакотерапия является вспомогательным методом коррекции СДВГ.

Она предполагает назначение атомоксетина гидрохлорида, блокирующего обратный захват норадреналина и улучшающего синаптическую передачу в различных структурах мозга; препаратов ноотропного ряда (пиритинола, кортексина, холина альфосцерата, фенибута, гопантеновой кислоты); микронутриентов (магния, пиридоксина) и др. В ряде случаев хороший эффект достигается использованием кинезиотерапии, массажа шейного отдела позвоночника, мануальной терапии.

Устранение нарушений письменной речи осуществляется в рамках целенаправленных логопедических занятий по коррекции дисграфии и дислексии.

Прогноз и профилактика СДВГ

Своевременная и комплексная коррекционная работа позволяет гиперактивному ребенку научиться выстраивать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, контролировать собственное поведение, предупреждает трудности социальной адаптации.

Психолого-педагогическое сопровождение гиперактивного ребенка способствует формированию социально-приемлемого поведения.

При отсутствии внимания к проблемам СДВГ в подростковом и зрелом возрасте возрастает риск социальной дезадаптации, алкоголизма и наркомании.

Профилактика синдрома гиперактивности и дефицита внимания должна начинаться задолго до появления ребенка на свет и предусматривать обеспечение условий для нормального течения беременности и родов, заботу о здоровье детей, создание благоприятного микроклимата в семье и детском коллективе.

Источник: http://www.krasotaimedicina.ru/diseases/children/adhd

Наиболее частые причины СДВГ у детей и взрослых

Синдром гиперактивности - причины возникновения у детей и взрослых, диагностика, лечение

Понимание причин развития СДВГ с самого начала принесло ученым много проблем. По-прежнему не до конца, можно с уверенностью сказать, в чем причина появления такого рода нарушений.

СДВГ (англ. Attention Deficit Hyperactivity Disorder) остается таинственным заболеванием. В ходе исследований, проводимых с больными СДВГ появлялось множество различных гипотез, касающихся причин возникновения этого заболевания.

Что же является причиной развития СДВГ

На основании многочисленных исследований удалось прийти к выводу, что причина синдрома дефицита внимания с гиперактивностью хранится в ДНК человека, т.е. основой этого заболевания являются генетические факторы . Это означает, что СДВГ может передаваться из поколения в поколение.

Обнаружение этого заболевания у одного из родителей ребенка, увеличивает вероятность возникновения этих же заболеваний у малыша. Наследуемость СДВГ составляет около 50%. Кроме того, если у одного ребенка будет диагноз СДВГ, существует большая вероятность развития этого заболевания у других детей этих же родителей (примерно в 35% случаев). В связи с этим говорят о родовом возникновения СДВГ.

Уже известно, что причина описанных нарушений кроется в генетике человека. Однако, ученным пока не удалось извлечь ген, отвечающий за это состояние. В «связи» с этим, можно сказать, что СДВГ – это полигенное наследуемое заболевание. Это означает, что для возникновения этого расстройства необходимо срабатывание не одного, а нескольких различных генов вместе.

Семейные исследования показали, что риск возникновения СДВГ значительно (в семь раз) выше в семьях, где кто-то уже страдает от этого расстройства. Кроме того, исследования на близнецах одно- и двуяйцевых подтвердили гипотезу о генетической обусловленности синдром дефицита внимания.

Симптомы СДВГ

Какая связь конкретными генами и развитием симптомов, характерных для СДВГ? Оказалось, что генетические факторы у людей с этим заболеванием приводят к тому, что развитие нервной системы у них замедляется в сравнении со здоровыми людьми. Говоря более образно, у детей с СДВГ некоторые участки мозга работают менее эффективно, чем у их сверстников. Это касается таких областей, как: префронтальная кора, подкорковые структуры, большие спайки и мозжечок.

В период 50-х и 60-x годов XX века причины СДВГ связывали с микроповреждениями центральной нервной системы (ЦНС), возникших вследствие патологических факторов в перинатальном периоде.

Однако, оказалось, что микротравмы возникают действительно имеют место у небольшой группы детей с СДВГ, но одновременно столь же распространены у здоровых детей.

Источником изменений в процессах обработки информации и психомоторных реакциях является отличие в созревании мозга, вызванное изменениями в генетическом материале.

У детей с СДВГ нарушается работа лобных долей. Эта область отвечает за эмоции, планирование, оценку ситуации, прогнозирование последствий, память. Такое состояние может проявляться в виде нарушений эмоций ребенка, то есть, например, в виде беспричинной агрессии, неослабевающей злости или постоянном забывании о чем-то.

Другая часть мозга, в которой нарушаются функции, несомненно, имеют важное значение в возникновении симптомов СДВГ, это так называемые базальные ядра. Упомянутая часть мозга отвечает за контроль движений, эмоции, обучение, когнитивные процессы (например, речь, память, внимание, мышление).

В таком случае нарушения будут проявляться в неумении сосредоточиться, проблемах с обучением, отсутствии координации движений. Функционирование областей, ответственных за осязание, зрительные и слуховые ощущения также может быть нарушено.

Причиной перечисленных недостатков является ослабление действия некоторых веществ в мозге, которые отвечают за передачу информации между отдельными его частями. Это так называемые нейромедиаторы: допамин, норадреналин и (менее важный в данном случае) серотонин.

  • Дофамин – отвечает за эмоциональные процессы, высшие психические действия (например, память, речь) и в меньшей степени за двигательные процессы. Его также называют «гормоном счастья», поскольку увеличение его концентрации в соответствующих областях мозга, вызывает состояние эйфории.
  • Норадреналин – гормон, который вырабатывается в надпочечниках, во время стрессовых ситуаций. Вызывает учащенное сердцебиение и повышение напряжения мышц. В мозгу принимает участие, в частности, в процессах терморегуляции. Дефицит может привести к недооценке угрозы, постоянному возбуждению организма. Называют «гормоном агрессивности».
  • Серотонин – необходим для нормального сна. Ее уровень также влияет на импульсивное поведение, аппетит и сексуальные потребности. Слишком низкий уровень серотонина наблюдается у агрессивных людей.

На основании проведенных исследований установлено, что уровень перечисленных веществ у людей с СДВГ значительно снижен, что приводит к неправильному потоку информации между различными структурами головного мозга.

Факторы, способствующие возникновению симптомов СДВГ

Прежде, чем было признано, что отправной точкой развития СДВГ является генетика, многие пытались усматривать причины в других факторах. В настоящее время известно, что в этих подходах была своя доля истины.

Было показано, что факторы, которые перестали рассматриваться как главная причина СДВГ, могут в существенной степени способствовать появлению симптомов или их усиливать. Важную роль в этом процессе имеет действие окружения ребенка.

В первую очередь, следует обратить внимание на отношения между членами семьи. Частые недоразумения, ссоры, крики и бурные реакции могут в значительной степени усиливать симптомы недомогания у ребенка.

Очень важно также, в каких условиях ребенок воспитывается.

В случае сложной семейной ситуации, ребенок развивается в атмосфере отсутствия норм и правил, в результате чего можно ожидать, что симптомы будут более четкими, а ребенка более обременителен для окружения.

В развитии и усилении симптомов подчеркивается также роль экологических факторов.

Осложнения во время беременности, употребление алкоголя, воздействие токсичных веществ через пищу, курение в период внутриутробной жизни ребенка могут быть связаны с более высокой восприимчивостью к заболеванию.

Психомоторная гиперактивность является одним из симптомов алкогольного синдрома плода (англ. FAS – Fetal Alcohol Syndrome), к которому приводит употребление матерью алкоголя во время беременности.

Подчеркивается также роль перинатальной гипоксии. Возникающие в результате таких осложнений микротравмы мозга у ребенка могут быть причиной появления симптомов, характерных для нарушения поведения. Но это относится только к небольшой группе маленьких пациентов.

Важное значение в процессе развития симптомов СДВГ, безусловно, имеют психосоциальные факторы, такие, как частая смены места жительства и проблемы в школе, которые мешают ребенку с СДВГ общению в группе сверстников.

Возникает «порочный круг» – ребёнок с СДВГ встречает с отказ со стороны окружения, что только усугублять симптомы, и в результате ведет к еще более четкому отторжению ребенка средой, в которой он живет. Важно обратить внимание на ситуацию в школе, так как соответствующая подготовка к близости с другими учениками, может свести к минимуму трудности, связанные с функционированием в обществе.

Кроме того, среди причин обострения симптомов СДВГ называют расстройства, которые могут усилить дисбаланс. Обращают на себя внимание такие факторы, как астма, диета, а также аллергия. Нужно, однако, помнить, что эти факторы не вызывают СДВГ, а только могут усиливать симптомы болезни.

СДВГ и влияние пестицидов

Причины СДВГ не до конца известны. Известно, что в развитии заболевания большую роль играют гены, а также алкоголь, никотин и контакт со свинцом.

Недавние исследования показывают, что пестициды, присутствующие в некоторых фруктах и овощах, также могут увеличить риск развития СДВГ. Пестициды, и, в частности органофосфатам, в больших концентрациях можно найти в ягодах и сельдерее – конечно, только в тех, которые выращивают в промышленном масштабе и с применением средств защиты растений.

Испытания прошли 1100 детей в возрасте от 8 до 15 лет. Долгосрочные воздействие на них большого количества пестицидов вызывало у них повышение риска развития СДВГ. Уровень пестицидов в организме измерялся через мочу. Не выявлено, однако, чтобы само действие пестицидов могло быть причиной возникновения СДВГ.

По словам ученых, осуществляющих исследования, пестициды могут блокировать фермент под названием ацетилхолинэстераза, работающий в нервной системе, и нарушают работу медиаторов мозга. Однако, чтобы получить уверенность в том, что касается пестицидов и их роли в развитии симптомов, необходимы дальнейшие научные исследования.

Источник: https://sekretizdorovya.ru/publ/prichiny_sdvg/3-1-0-4

Гиперактивность

Синдром гиперактивности - причины возникновения у детей и взрослых, диагностика, лечение

А Б В Г Д З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Э Я

Синдром гиперактивности – данный термин применяют к тем детям, которые чрезмерно активны. Такие дети подвижны и невнимательны, они неуправляемы. Если такая манера поведения свойственна вашему ребенку, не стоит сразу делать выводы, так как  точный диагноз можно поставить только с помощью врача, а также путем диагностики головного мозга.

Разновидности (типы) болезни, классификация

 Проявления СДВГ у детей бывают самыми разными, при этом Всемирной  организацией здравоохранения разработана международная классификация болезней. В этом документе даются  отличия самых ярких проявлений  болезни, которая может принимать  три формы:

  1. Повышенная двигательная активность.
  2. Гиперактивность и дефицит внимания с гиперактивностью.
  3. Дефицит внимания.

При любых формах проявления заболевания, его необходимо лечить, процесс наблюдения и лечения таких детей приходится проводить на протяжении 7-8 лет.

Причины, факторы возникновения гиперактивности

  • Неблагоприятное течение  беременности. Сюда входят стрессы, гипоксия или нехватка кислорода у плода, угроза выкидыша, курение, прием лекарственных препаратов (например, капли для носа сосудосуживающие).

  • Неблагополучные роды, при которых у ребенка возникла гипоксия, либо происходила стимуляция родовой деятельности, а также стремительные роды.
  • Послеродовые факторы. Такие факторы возникают в процессе роста малыша.

    К ним относят частые конфликты, либо чрезмерные строгости родителей в процессе воспитания крохи, отсутствие частого эмоционального и тактильного контакта с мамой

Немалую роль в возникновении гиперактивности могут сыграть:

  • наследственность;
  • дефицит у ребёнка жирных кислот, магния, цинка, Витамина В12;
  • наличие у матери аллергии, частых мигреней, экземы или астмы;
  • неблагополучные отношения внутри семьи

Признаки и симптомы гиперактивности

 Безусловно, не стоит каждому расшалившемуся ребенку ставить диагноз гиперактивности. Если ребенок энергичный, но при этом он в состоянии сконцентрироваться на игре боле 5-7 минут, значит, он здоров. Но чтобы себя обезопасить необходимо, знать основные  признаки и симптомы болезни.

  1. Ребенок перескакивает с одного занятия на другое, уделяя данному делу меньше 10 минут.
  2. Ребенок непоседлив, он часто агрессивен, и плохо спит.
  3. Наблюдается задержка речи, и плохой аппетит
  4. Ребенок не любит перемен, он плохо на них реагирует, например, сильно плачет или просто уходит в себя.

Как правило, эти симптомы проявляются в 2-3 года, но в этом возрасте они являются элементами нормы, и только если после 3-х лет они не пропадают, обязательно обращайтесь к врачу. Стоит отметить, что  чем раньше выявится заболевание, тем легче его лечить. Если оно запущено, могут возникнуть осложнения.

Всемирная Организация Здравоохранения разработала специальный тест, который помогает психологам и родителям поставить диагноз заболевания

Диагностические признаки гиперактивных детей.

  1. Проявление беспокойства при необходимости посидеть какое-то время спокойно
  2. Постоянные движения ногами и кистями рук, извивание.
  3. Быстрое переключение на посторонние стимулы.
  4. Проявление нетерпения при необходимости дождаться своей очереди или в ситуации, когда необходимо дождаться своей очереди
  5. Частые ответы на вопросы невпопад, при этом ответ даётся ребёнком ещё задолго до полного озвучивания самого вопроса
  6. Наличие определенных трудностей при выполнении заданий, даже в тех ситуациях, когда для их выполнения у ребёнка присутствуют все необходимые знания.
  7. Невозможность сконцентрироваться на игровом процессе или во время выполнения поручений или уроков
  8. Постоянный переход с одного действия на другое.
  9. Слишком подвижные игры и неприемлемость тихого и спокойного времяпрепровождения
  10.  Чрезмерная болтливость.
  11. Постоянное требование внимания к себе, что проявляется в приставании к окружающим детям и взрослым.
  12. Отстранённость при обращении.
  13. Частые утери личных вещей
  14.  Необдуманное совершение действий, опасных для жизни.

Осложнения при заболевании, чем опасна болезнь

 Если у ребенка обнаружена гиперактивность, то это свидетельство того, что процессы возбуждения у него превалируют над процессами торможения. При отсутствии своевременного лечения с течением времени будет всё труднее и труднее достичь равновесия в психике малыша, что приведёт к большим проблемам развития личности и её социализации.

Диагностика

 Простому невропатологу трудно понять, болен ли ребенок или нет, поэтому стоит пройти обследование, подразумевающее:

  1. Информативный метод. При этом лечащий врач собирает информацию о ребенке, изучает историю заболевания с рождения, уточняет, как протекала беременность.
  2. Специальные тесты (если ребенок старше 4-х лет).
  3. Проведение обследования на оборудовании (электроэнцефалограмма).
  4. Обследование на  магнитно-резонансной томографии.

Диагноз считается правомерным, если психолог при опросе родителей и наблюдении за ребёнком выявляет наличие хотя бы восьми симптомов из четырнадцати диагностических признаков, предложенных ВОЗ.  Если у ребенка действительно выявляют гиперактивный синдром, то для разработки правильной коррекции поведения психологу предстоит выявить возможные причины такого поведения ребенка.

Лечение

В большинстве случаев лечение гиперактивности у детей  подразумевает работу с психологом. При отсутствии положительного эффекта назначается медикаментозная терапия

Что необходимо знать родителям ребёнка с синдромом гиперактивности?

Основная задача взаимодействия психолога и родителей – разработка определённой модели поведения, которая поможет разнообразить эмоциональный опыт малыша, научит его самоконтролю, уменьшит имеющуюся повышенную активность.

И никто лучше не справится с этой задачей, как мама. Именно ей предстоит проникнуться пониманием своего чада, любовью к нему.

Именно ей необходимо окружить ребёнка тёплой доброй атмосферой, которая снимет излишнее напряжение гиперактивного малыша или подростка.

Родителем стоит помнить, что мозг детей до 9-10 лет очень пластичен, и вовремя начатое лечение способно восполнить дефицит развития. И даже в более позднем возрасте ни в коем случае нельзя «ставить крест» на таком ребёнке, нужно верить в него и стараться всячески помогать в борьбе с гиперактивностью.

 Исходя из причин возникновения гиперактивности, особенностей семейного уклада, каждые родители получают свои рекомендации психолога. Однако всем мамам и папам следует придерживаться общих правил при общении с такими детьми:

  1. Избегайте излишней эмоциональности, старайтесь говорить тихо и мягко.
  2. Возьмите за правило хвалить своего малыша во всех ситуациях, когда он этого заслуживает, формируйте в нём уверенность в своих силах
  3. Не злоупотребляйте словами «нельзя» и «нет», а если говорите их, то делайте это уверенно и никогда не уступайте назад под давлением детских капризов, плача или шантажа
  4. Разработать размеренный образ жизни, когда всё нужно делать по часам, например, в 8-00 зарядка, потом завтрак, после прогулка. В 12-13  часов тихий час, потом, игры или занятия (можете вместе рисовать) и т.д. Все это для ребенка младше 3-х лет. Если ребенок школьного возраста, правильный распорядок дня при возможности родителей также не помешает.
  5. Давайте чаду только одно задание, стремитесь, чтобы он играл только с одним партнёром
  6. Выделяйте на выполнение своего задания определённый промежуток времени, старайтесь, чтобы дитё уложилось в него.
  7. Избегайте посещения мест с большим скоплением людей.
  8. Следите, чтобы ребёнок не переутомлялся.
  9. Ограничивая его гиперактивность при выполнении каких-либо заданий, найдите место применение избыточной энергии чада. Это могут быть занятия спортом, танцами, длительные прогулки и т.п.
  10. Как можно больше общайтесь с ребёнком и помните, что при наличии синдрома недостатка внимания, имеющуюся гиперактивность можно и нужно держать под разумным контролем

Работа психолога с гиперактивными детьми

 В своём взаимодействии с детьми младшего возраста психологи часто задействуют  приёмы игровой терапии. При этом выбираются:

  • Быстрые игры на внимание («Волейбол без мяча», «Шапка-невидимка», «Мяч в круге» и пр)
  • Игры на усидчивость («Восковая скульптура», «Живая картина», «Море волнуется»)
  • Занятия на контроль импульсивности («Угадай мелодию», «Подскажи молча», «Съедобное-несъедобное»)

Медикаментозное лечение гиперактивности

Его назначают лишь в том случае, когда поведение ребёнка не поддаётся коррекции при длительной работе с психологом.

  Если ребенку поставили диагноз синдром дефицита внимания и гиперактивности, то ему могут выписать  транквилизаторы, психостимуляторы, ноотропные  лекарства  на основе трав или гомеопатические препараты.

Наиболее эффективными признаны амфетамин риталин и амитриптилин, относящийся к антидепрессивным препаратам.

Хорошую отдачу в лечении показал метилфенидат, после приёма которого фиксируются положительные сдвиги у 80% больных с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

 Прием таких препаратов нужно проводит только по назначению врача, так как при передозировке могут  быть и побочные эффекты (головные боли, потеря аппетита).

 Лечение народными средствами

 При  заболевании, имеющем признаки гиперактивности, используют некоторые методы,  которые помогают устранить дефицит внимания с гиперактивностью. К ним относятся:

  1. Ванночка с морской солью. Такую процедуру проводить перед сном. Для приготовления понадобится 3 литра воды и 6 столовых ложек морской соли с хвоей.
  2. Также можно поместить или повесить у изголовья кровати мешочек со смесью сухого корня валерьяны. При этом проверьте, нет ли у ребенка аллергии на такие травы.

Побочные эффекты

При правильном лечении гиперактивности, и соблюдении всех рекомендаций лечащего врача  вероятность возникновения побочных явлений очень мала. При лечении  аптечными лекарствами может возникнуть бессонница, головокружение, боли в животе, снижение настроения и головные боли. Если использовать народную медицину, нужно быть осторожными с травами ( риск развития аллергии).

Профилактика синдрома недостатка внимания и гиперактивности у детей

 Самой основной причиной гиперактивности с дефицитом внимания у детей все же считается наследственность. Для профилактики дефицита внимания с гиперактивностью врачи рекомендуют правильный режим физической активности мамам и детям; рациональное применение витаминов; правильно организованный досуг; сбалансированное питание, здоровые отношения в семье.

Диета, питание

  Для того чтобы победить болезнь помимо лекарств также требуется специальная диета и  сбалансированное питание. Такой метод коррекции гиперактивности,дает успех в лечении уже с первого месяца  применения диеты.

Так в рацион  питания  включают такие продукты как  рыба, яйца, молоко, печень говяжья. Эти продукты содержат такие вещества как  лецитин и холин, которые  выполняют роль строителей и защитников всей нервной системы.

Пожалуйста, оцените статью, помогите сделать сайт лучше

Источник: http://www.academ-clinic.ru/bolezny/giperaktivnost

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.